11:32 Классные метры. Российские архитекторы разрабатывают проекты принципиально новых школ | |||||||||
Минобрнауки в первом квартале 2009 года должно подготовить пакет
документов для реализации национальной образовательной стратегии "Наша
новая школа". Один из пунктов стратегии - новый облик школ, которые в
самое ближайшее время должны превратиться из допотопных строений во дворцы,
построенные по последнему слову архитектуры. Школа в 22 томах Сегодня из всех российских регионов позволить себе строительство современных
школ может, пожалуй, только Москва. За последние годы в городе появилось больше
десятка новых школ. Самым урожайным был 2004 год, когда было построено сразу
пять образовательных учреждений. Все, заметим, по индивидуальным проектам,
которые разработал Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии
и экспериментального проектирования (МНИИТЭП). Свою первую школу сотрудник МНИИТЭПа заслуженный архитектор России Кирилл
Каптерев построил еще в 1963 году в Сомали. Это была школа-интернат для детей
Могадишо. При проектировании пришлось учитывать массу нюансов: не только жаркий
климат, но, скажем, и пассаты с муссонами, которые дуют там по полгода, а
значит, нужно было предусмотреть особое расположение тех же окон. В России нет ни пассатов, ни муссонов, а требований к строительству школ - в
сотни раз больше. Для согласования одного объекта нужно собрать 22 тома бумаг!
Только для того чтобы начать проектирование, надо подписать 32 разрешительных
документа. На что уходит год, а иногда и больше. Плюс строительство - еще три
или четыре года. Это при хорошем раскладе. - Я сторонник индивидуальных проектов. Для больших городов - это самый
лучший вариант. Вот, к примеру, школа в Куркино, - показывает фотографии и
эскизы Кирилл Владимирович. - Четырехэтажная, с бассейном, соляной пещерой и
спортзалом, который может работать автономно. В актовом зале есть балкон и
гримерки. А вот школа в Лианозово. Внутренний дворик с амфитеатром, подсветкой
в виде уличных фонарей и стеклянным куполом... Честное слово, не школа - дворец. На мой взгляд, даже слишком просторный, пустовато
в коридорах и гигантских холлах. - Все рассчитано верно. По последним нормативам школьные площади увеличились
на 70-80 процентов, - поясняет Каптерев. Места много - денег нет Ох уж эти нормативы. Прежние, с советских времен, устарели. А новые разработаны
только для Москвы с учетом возможностей мегаполиса. На каждого ученика в
кабинете полагается 2,5 квадратного метра плюс еще метры для учителя. В классе,
по правилам, должно быть 25 учеников. В целом получается, что кабинеты меньше
60 квадратов строить нельзя. В коридоре на каждого ученика должно приходиться Два часа в день в кабинеты должны попадать солнечные лучи. Даже если школа
стоит в районе многоэтажной плотной застройки. Оптимальная форма для классов -
квадрат с дополнительным освещением сзади. Лестничные клетки в школах должны
открываться наружу без ключа - такой замок называется "антипаника":
выйти можно, войти - нет. Выше четырех этажей школу строить нельзя. Желательно, чтобы она была
трехэтажной. Толщина стен с отделкой - около 36- Спортзал предписывается размещать только на первом этаже, чтобы можно было
использовать как отдельный объект. К школьному стадиону полагаются трибуны, к
двору - озеленение. Процент определен. Архитекторам нелегко. В спальных районах столицы еще можно найти большие
площади для строительства, в тесном центре - уже нет. Да и нормативы по
инсоляции выдерживать все труднее - растет этажность домов. Можно бы и глубинке взять московские нормы, но там другая беда - места и
света много, а денег на строительство дворцов нет. Такое затратное
строительство местным властям просто не осилить. Хорошая современная школа на
500-700 учеников стоит сейчас от 300 до 600 миллионов рублей. Небольшую сумму, впрочем, можно сэкономить на типовом проектировании. Что-то
от 15 до 20 миллионов рублей с каждого объекта. Эксклюзив в экономварианте В Институте общественных зданий на самом видном месте висит копия
президентского поручения правительству. Слова "в самое ближайшее время
разработать новые принципы работы школ, а также их проектирования,
строительства" жирно подчеркнуты фломастером. - Мы бы рады, но никакого конкретного задания пока не получали, - рассказывает
заместитель руководителя проектной мастерской института Михаил Леонтьев. - В
последние годы слова "типовой проект" считаются чуть ли не
ругательными. Всем подавай "эксклюзив". На типовое строительство
взъелись. А как без него? И начинать надо с разработки нормативов для регионов. Он уверен: если серьезно браться за модернизацию школ, то срочно нужны
типовые проекты - на триста, пятьсот, тысячу учеников или больше. Специально
рассчитанные на районы Крайнего Севера, для Дальнего Востока, для юга России.
То есть совершенно разных климатических зон, а стало быть, и требований к
строительству и материалам. В нынешней ситуации не до жиру. Во-первых, денег мало. Во-вторых, строить
надо очень быстро, ведь в России немало школ, которые вот-вот обрушатся на
головы учеников. В Якутии, к примеру, таких 139. Износ 50 школ - сто процентов!
Их надо немедленно сносить. Многие директора школ и не мечтают о зимних садах и
гримерках для учебного театра. По их мнению, достаточно добротных строений с
современной системой отопления, столовыми, спортзалом и компьютерным классом. - Проекты поселковых школ могут быть с помещениями для интерната, если нет
возможности развезти учеников по дальним деревням, дополнительными кабинетами
для занятий музыкой, спортом, - уточняет заместитель директора института по
науке Анатолий Гарнец. - Как правило, музыкальные, спортивные школы находятся в
городах. А тут все можно совместить. Институт общественных зданий спроектировал несколько современных школ для
Подмосковья. К примеру, школа в Бронницах напоминает сказочный терем с
башенками. Здание из двух зон - учебной и клубно-спортивной. Между ними -
вестибюль, с помощью которого можно изолировать одну зону от другой. Летом
школа может работать как спортивный клуб, кафе, в актовом зале удобно проводить
киносеансы и выступления артистов. В Гжели - похожий проект, но в здании удалось еще и разместить
производственные мастерские, где идут занятия по росписи и обжигу. Столовая
оборудована по последнему слову техники, есть цех для горячей выпечки. Скажем
так, эти подмосковные школы - тоже не экономвариант. Но и не
"премиум-класс", как в столице. Под одной крышей Главному инженеру проекта Леониду Федорову из Центрального института
типового проектирования и градостроительства им. Косицкого тоже довелось
строить современные школы и образовательные центры. Институт выполнял заказы
частных коттеджных поселков. В частности, в Одинцовском районе Подмосковья.
Инвестор сразу предупредил: условие одно - максимум удобств на минимуме земли. Архитектор института Наталья Сусленкова проект сделала по-современному:
совместила детский сад на 25 мест и начальную школу на 40. Здание получилось
двухэтажным, с большими просторными комнатами, условно разделенными на игровые,
учебные и спальные зоны. Танцевальный зал, изостудия, актовый зал с гримерками,
чемоданные и прачечные... От бассейна заказчики отказались - они у всех есть
дома. И побоялись плоских крыш, решили, что будут протекать. "А ведь на
крыше можно устроить прогулочную зону", - предлагал им Леонид Федоров. Но
до таких современных подходов даже продвинутая буржуазия еще не доросла. На вопрос, сколько стоит строительство, Леонид Федоров ответил так: - Стоит столько же, сколько хороший коттедж на Рублевке. Как и Михаил Леонтьев, он считает, что без типового проектирования не
обойтись, и предлагает свой вариант: модульные конструкции. Допустим, построили
детский сад или школу, а через пять лет стало тесно - достроили сверху еще один
модуль. Одним словом, у архитекторов идеи и предложения есть. Они готовы начать
работу. Хотя и сомневаются, что в нынешних условиях у России хватит денег на
то, чтобы модернизировать все школы. По мнению одного из руководителей
МНИИТЭПа, на это потребуется никак не меньше 20-30 лет. Но вот сделать первый
шаг - приблизить существующие нормативы к реальным возможностям регионов -
можно быстро и без больших денежных затрат. Тем более что в Институте
общественных зданий пока остались специалисты, которые могли бы выполнить
квалифицированно эту работу. Наверное, надо собрать вместе архитекторов, санитарных врачей, пожарных,
представителей местных властей, чиновников минобрнауки и обсудить: как сегодня,
учитывая непростую экономическую ситуацию, строить школы и какие
образовательные учреждения нужны тому или иному региону. Понять, кто сможет
осилить индивидуальные проекты, а кого устроят и типовые. Подсчитать, сколько
средств могут выделить на строительство региональные бюджеты, а сколько может
доплатить центр. Даже частный бизнес готов поучаствовать. И вроде бы все чиновники
"за". Но, к сожалению, о самом главном - о финансировании разработки
нормативов и проектировочных работ - пока ничего не слышно. А без этого
современных школ России не видать. Ирина Ивойлова
| |||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |