14:33 Реалии и перспективы законодательных основ устойчивого развития образования и науки в Приднестровье | |
О.В. Гукаленко,
профессор, член-корреспондент РАО
Приднестровская Молдавская Республика, как и многие государства вступила в новый этап развития, отличающийся открытостью, интеграционными процессами, рыночными отношениями. Развитие республики – многомерный и многоаспектный процесс, который рассматривается с точки зрения совокупности социальных и экономических целей. В современных условиях основной целью большинства стран мира является устойчивое развитие, направленное на улучшение качества жизни человека. Движение человечества в этом направлении, в конечном счете, приведет к формированию предсказанной В.И. Вернадским сферы разума «ноосферы», когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой. Процесс устойчивого развития государств оценивается по трем важнейшим составляющим: рост доходов, улучшение здоровья населения, повышение уровня образования. Критерием и мерилом любого цивилизационного общества становятся уровень развития и качество реализации адресной социальной политики. С учетом этого устойчивое поступательное становление государства будет продуктивным, если его самый главный капитал – человек сможет конструктивно и комфортно жить, действовать и учиться. Возникшие социально-экономические реалии нашего государства требуют адекватного и правого регулирования. Следует отметить, что приднестровское законодательство совершенствуется и развивается. При этом, важно определить, какую роль призвано играть сегодня законотворчество в нашей жизни? Чего ждут от него граждане республики? Чему должно служить приднестровское законодательство? Необходимо, чтобы создаваемые законы адекватно отражали действующие обстоятельства, реалии и перспективы развития общества и государства c учетом логики, внутренних и мировых закономерностей, тенденций и факторов развития современной цивилизации. Застывшие нормы права вряд ли смогут нас удовлетворить в полной мере. Нам необходимо выработать стройную научно-обоснованную методологию законотворческой деятельности, опирающуюся на модель политического и социально-экономического развития ПМР. Понятно и очевидно, что законотворческая деятельность, как и все другие виды деятельности, должна строиться на научной основе в контексте принципов, системы и логики развития всех сфер государства и общества. В данном направлении IV Созыву Верховного Совета ПМР необходимо разработать концепцию и создать эффективную систему научного обеспечения процессов разработки и реализации законов и государственных решений. Данное положение определяет инновационную совместную деятельность комитетов и профильных министерств по выработке нового вектора в законотворческой деятельности. С учетом этого, важнейшей задачей Комитета по вопросам образования, науки, культуры, семьи и детства является выбор такого направления законотворчества, который будет опираться на основы имеющейся законодательной базы и отражать опережающее развитие республики на основе эффективного использования научных достижений в образовании, экономике и народнохозяйственном комплексе. Развитие науки и современных технологий, результаты фундаментальных и прикладных исследований, экспериментальные разработки должны стать основой экономического и социокультурного роста республики. Усовершенствование законотворческой деятельности на научной основе позволит добиться инновационного пути нашего развития. Образование – важнейший ресурс социально-экономического и духовного прогресса государства, и уровень образованности населения необходимо рассматривать как основной фактор его устойчивого развития. Государственная политика ПМР в области образования базируется на реальных современных социально-экономических условиях развития республики с учетом как мировых тенденций, так и культурных и образовательных традиций. Стратегической целью становления образования является обеспечение его качества на основе сохранения фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В течение 15 лет жизнедеятельности нашего государства в республике сформирована законодательная база, регламентирующая разноаспектные направления функционирования в сфере образования. Законотворческий процесс в области образования можно условно разделить на три основных этапа, каждый из которых подчинялся определенной логике и отражает систему деятельности законодательной и исполнительной власти: I этап, организационно базисный (1990–1993 гг.) – период формирования основ государственного строительства. Особая роль отводится системе образования как отрасли, обеспечивающей экономическую, социальную безопасность республики. В данный период принимается Основной закон – Конституция, в котором образование определяется приоритетной сферой интересов государства. Также принимается закон «О языках» (1992 г.). Это первый и пока единственный закон в СНГ, устанавливающий в Приднестровье реальное равноправие языков и признающий в качестве официальных три основных языка – молдавский, русский и украинский. Данный закон определил основные правовые нормы демократического функционирования системы образования в республике. II этап, функционально-развивающий (1994–1997 гг.) – период дальнейшего развития основ государственного строя нашей республики, закладка фундамента социально-экономической базы государства, дальнейшее совершенствование и развитие законодательной базы в области образовательной политики и науки. Стратегической целью выступает создание действенных механизмов, способствующих формированию целостной системы образования Приднестровья. В данный период принимаются основные законы: «Об образовании», «О правах ребенка», «О культуре», «О науке и государственной научно-технической политике Приднестровской Молдавской республики», «О физической культуре и спорте». Кроме того, принят ряд подзаконных актов, в том числе государственная целевая программа «Учебник». Законотворчество в области образования в данный период опиралось на законодательную базу России, Украины, Белоруссии. Мы исторически традиционно находились и продолжаем развиваться в едином культурном и образовательном пространстве с этими странами, что позволяет применять опыт законотворческой деятельности в области образовательной политики стран СНГ к нашему законодательству. III этап, системно-интеграционный (с 1998 г.–по настоящее время) – период совершенствования законодательной базы в области образования и науки, ее адаптации к новым социально-экономическим особенностям республики обусловленными инновационными методами хозяйствования и развития экономики, рыночных реформ. Особая роль в международном признании республики отводится образованию, культуре и науке. Наряду с совершенствованием нормативно-правовой базы, внесением поправок и дополнений в существующие законы, ВС ПМР продолжает параллельно принимать новые законопроекты в области образовательной и социальной политики. Среди них можно назвать: а) законы: «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», «О государственной молодежной политике, «Образование и здоровье», «О музейном фонде и музеях в ПМР»; б) целевые государственные программы: «Учебник», «Развитие ПГУ им. Т.Г. Шевченко», «Дети сироты», «Развитие образования на молдавском языке», «Развитие образования на украинском языке», «Рабочие кадры», «Образование и здоровье». Необходимо отметить, что III Созыв ВС приводит в систему нормативно-правовое поле образования. Особого внимания заслуживает то, что Министерство просвещения и Профильный комитет предыдущего созыва работали в конструктивном взаимодействии и смогли принять новую редакцию закона «Об образовании», Доктрину и Концепцию развития образования в ПМР. Это базовые нормативные документы, которые определяют стратегию развития приднестровского образования в контексте расширения его доступности, повышения качества и эффективности. Таким образом, за 15 лет становления государственности ПМР принято достаточно нормативных актов, регламентирующих правовое поле системы образования. Однако принятие законов не гарантирует качественного развития системы образования. Недостаточный контроль за качеством применения законов и исполнения правовых актов, реальное отсутствие действенных механизмов защиты прав субъектов, вовлеченных в образовательную деятельность, а также нерешенные вопросы финансирования образования, подготовки и переподготовки педагогических кадров все еще препятствуют качественному развитию системы образования. С учетом сказанного, концепция законотворческой деятельности Комитета ВС ПМР по вопросам образования, науки культуры, семьи и детства будет отражать преемственность, здравый смысл и опережающее развитие. Методологией данной деятельности выступят системный, творческий и практико-ориентированый подходы. Выделим приоритетные, на наш взгляд, направления, которые будут определять новый вектор законотворческой деятельности в образовании и науке на краткосрочную и долгосрочную перспективы. Первое стратегическое направление – это законодательное обеспечение высокого качества образования. Образования определяет качество человека, качество жизни, качество государства. Данные категории широко прописаны в нормативных документах. В то же время мы понимаем, что качество образования станет реальным, если мы с Вами на законодательном уровне утвердим:
В данном направлении мы видим необходимость разработки и принятия законов «О дошкольном образовании», «Об общем среднем образовании», «О государственных минимальных стандартах», отдельного закона «Экономика образования». Сегодня требуются комплексные целевые программы: «Качество образования», «Одаренные дети» и др. Ясно, что реализация указанных правовых норм потребует дополнительных отчислений на образование. В мировой практике инвестиции в образование занимают одно из ведущих мест. Образование уже давно стало дорогим и самым ценным товаром, а устойчивое развитие стран определяется не столько их ресурсами, сколько общим уровнем образования нации, так как 12 % бюджетных средств явно недостаточно для образования. Второе приоритетное направление – это развитие целостного образовательного пространства ПМР, его интеграция в мировое образовательное пространство. Мы признательны России за то, что у нас единое образовательное поле с российским образовательным пространством. В достижении такого взаимодействия велика роль законодательной и исполнительной власти, ПГУ им. Т.Г. Шевченко и МСАО им. Я.А. Коменского. В настоящее время в план законодательной деятельности Комитета внесены вопросы правового обеспечения образовательного пространства отдельных городов, районов и республики в целом, что позволит разработать государственные целевые программы развития образования в регионах: «Сельская школа», «Подготовка учителя для сельской школы», поддержка малокомплектных и малочисленных сельских школ. Весьма важным видится проектирование социокультурных и учебно-методических комплексов, разработка и утверждение государственной целевой программы «Образовательное пространство Приднестровья». Третье направление – этодальнейшее совершенствование правового поля в области воспитательной политики и дополнительного образования. В 2003 году Приднестровская Молдавская Республика одной из первых на постсовестком пространстве приняла основополагающий документ по вопросам воспитательной политики. Им стал указ Президента «Об утверждении Концепции воспитания детей и молодежи в ПМР» (№ 201 от 12.05.03 г. САЗ). Согласно Концепции, основными направлениями воспитательной политики опредлены: патриотическое, духовно-нравственное воспитание, формирование научного мировоззрения, подготовка к семейной жизни, трудовое, экологическое и физическое воспитание. В решении задач воспитания важным аспектом выступает интеграция деятельности организаций образования, культуры, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и семьи, направленная на формирование адаптивной социальной среды. В реализации указанных задач Министерство просвещения в форме подзаконного акта разработало и приняло – «Программу воспитания». Необходимо отметить, что в целостной системе образования Приднестровья воспитательный компонент занимает достойное место. В последнее время наметилась тенденция по снижению уровня детской преступности. Это – результат последовательной профилактической работы министерств просвещения, внутренних дел, здравоохранения и социальной защиты. Однако и здесь есть ряд вопросов, требующих безотлагательственых решений. Принятый в ноябре 2005 года закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» требует внесения изменений и поправок. Существует необходимость принятия Закона «О дополнительном образовании», целевых государственных программ «Юный патриот Приднестровья», «Культура здоровья» и др. Пятое приоритетное направление законотворческой деятельности Комитета – это семья и детство. Вопросы правового обеспечения государственной семейной политики – права, обязанности, планирование семьи, воспитание детей и другие – актуализировались в обществе. Задача состоит в том, чтобыв различных областях общественной жизни выявить «семейный аспект», составляющий специфическое содержание семейной политики. Необходима разработка ряда нормативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие государства и семьи в основных сферах ее жизнедеятельности. Нам следует совершенствовать правовые механизмы решения конкретных проблем семьи, педагогизации общества, повышения статуса и роли семьи в воспитании подрастающего поколения. Необходим отдельный закон, который определял бы ответственность семьи, родителей за тот уровень образования, который они дают своим детям. Требуется внесение изменений и дополнений в кодекс о браке и семье. В данном направлении Комитет совместно с Министерством просвещения, Министерством здравоохранения и социальной защиты приступил к разработке законопроектов и целевых программ «Молодая семья», «Детство». Шестое стратегическое направление законотворческой деятельности Комитета – это правовое обеспечение развития профессионального образования. В настоящее время существует необходимость разработки правовых механизмов совершенствования профессионального образования, расширения образовательных услуг, проектирования образовательных процессов в соответствии с результатами анализа и прогнозирования потребностей рынка труда; формирования партнерских отношений между государством, работодателями и образованием. Важно утвердить концепцию и программу профильного образования, нацеленную на изменение технологий комплектования профильных классов, совершенствование ресурсной базы профильной школы; расширение спектра рабочих профессий. В данном направлении будут разработаны отдельные законы «О профессиональном образовании», «О постдипломном образовании». Нам следует осущесвтить мониторинг, ревизию и сделать четкий анализ и прогноз восстребованости кадров с учетом развития малого и среднего бизнеса, модернизации производства в промышленности и сельском хозяйстве, инновационных процессов в экономике и сфере обслуживания. Комитет будет работать над созданием правовых механизмов получения квоты бюджетных мест для приднестровской молодежи в вузах России, Украины, Белоруссии по специальностям, отсутствующим в системе профессионального образования республики. В современных условиях возрастает роль и восстребованость научно-теоретического, в том числе и философского осмысления новых образовательных реалий и процессов. Становится ясно, что без учителя задачи совершенствования и модернизации образования решить невозможно. В свою очередь, актуализируются вопросы, связанные с совершенствованием педагогического образования. При этом важно учитывать принципиальное отличие педагогического вуза от всех других вузов, составляющих систему высшего образования. В этом направлении видится важным принятие государственной программы «Педагогические кадры». Седьмым стратегическим и весьма важным направлением деятельности Комитета выступает законодательное обеспечение развития науки и культуры. Наука является определяющей силой, которая ускоряет процессы общественного и экономического развития государства и системы образования в частности. Закон «О науке и научно-технической политике», который был принят в 1997 году, сыграл важную роль. На его основе было выстроено законодательство о научной деятельности в ПМР. По мере приведения правовой системы в соответствие с социально-экономическим положением республики, ряд положений закона «О науке и государственной научно-технической политике» перестал отвечать требованиям настоящего дня. Множество норм, касающихся науки, научных работников, научных организаций распределены по различным отраслям законодательства в трудовом, административном, налоговом и других. В настоящее время Комитет работает над внесением поправок и дополнений в Доктрину развития науки в ПМР, которая принята ВС ПМР в первом чтении. Закономерно встает вопрос: каков оптимальный путь развития приднестровского законодательства о науке и какие наиболее эффективные поправки и дополнения необходимо внести в первую очередь? Прежде всего следует уточнить основные понятия права в науке, согласовав их с гражданским, бюджетным, налоговым и трудовым законодательством, а также с международной практикой, внести уточнения относительно форм и результатов научной деятельности, видов научной продукции. Необходимо также описать правовой статус научного работника, государственные гарантии, льготы, представить систему аттестации и оплаты труда научных работников. Чрезвычайно важны вопросы о правовом статусе вузовской науки, научных сотрудников, о государственном регулировании научной деятельности вузов. Научный потенциал республики составляют отраслевые научно-технические и научно-образовательные центры. Значительный потенциал науки сосредоточен в главном научно-образовательном центра республике – ПГУ им. Т.Г. Шевченко. В университете развиваются научные школы, ведется подготовка научных кадров, проводятся фундаментальные и прикладные исследования в области естественно-научных, гуманитарных экономических и других направлений. Необходимо отметить, что со стороны государства осуществляется серьезная поддержка научных исследований. Только в 2004–2005 годах университету на науку было выделено свыше 8 млн. рублей. В этой связи весьма важна ответственность определенных структур и соответствующих государственных лиц за выполнение государственного заказа и научно-технической политики и целевому адресному расходованию выделенных средств. Сегодня увеличивается значение наук о человеке и прежде всего педагогики как единственной специальной науки об образовании, ведь подготовка образованного и нравственного человека – самый наукоемкий из всех процессов. Очевидно, что основой развития республики может быть лишь процесс познания, и он доступен только высокообразованному обществу, где труд принимает все более интеллектуальные формы. Следует уделять особое внимание подготовке и повышению квалификации школьного учителя, его статуса, условий труда и оплаты. Необходимо отметить что в последние годы активизировалась научная работа в системе практического образования. Открыты и развиваются экспериментальные площадки, работают научно-исследовательские лаборатории, управленцы и учителя выполняют диссертационные исследования. Все это способствует повышению качества образования, нацеленного на воспитание духовности и нравственности приднестровской молодежи. В то же время сегодняшний день требует доработки нормативной базы, регламентирующей организацию инновационной деятельности и эксперимента в общеобразовательных школах; сегодня нет надтарифного фонда и стимулирующих надбавок педагогам, принимающим непосредственное участие в научном эксперименте. В современных условиях развитие идет на стыках наук, производств. Нам нужно создавать учебно-научные и научно-образовательные межотраслевые комплексы, мобильные коллективы, которые выполнят научную разработку, создадут инновационную рыночную технологию. В сложившейся ситуации нам необходимо внести дополнения и поправки в закон «О науке и научно-технической политике», определить стыковые моменты, механизмы интеграции и с инновационной, и с образовательной деятельностью, которые позволят данную интеграцию реализовать на практике. Это касается и закона «Об инновационной деятельности», который сегодня востребован в республике, поскольку главной целью государственной политики в области науки и наукоемких технологий является переход к инновационной экономике. Инновационная часть продукции, выпускаемой нашей промышленностью, должна составлять не менее 60 %. Нам необходимо совершенствовать правовое обеспечение государственной научно-технической политики в контексте нормативов бюджетного и внебюджетного финансирования научной сферы, государственного заказа науке, законодательства об интеллектуальной собственности на результаты научной детальности, особенностей регулирования труда научных работников, механизмов реализации законодательства о науке. Таким образом, для реализации и развития науки на законодательном уровне необходимо обеспечить следующие условия: –поддерживать и развивать кадровый потенциал науки; – обеспечивать достойное финансирование научных исследований и разработок; – поддерживать мероприятия по созданию и использованию научной продукции; – охранять, защищать и использовать интеллектуальную собственность. Надлежащее финансирование науки и иные формы ее государственной поддержки – это не благотворительность, а необходимая в условиях рынка форма расчета с учеными за использование результатов их интеллектуальной деятельности. Мировой опыт свидетельствует, что вложения в науку – это, в конечном итоге, самые прибыльные инвестиции. Возникает вопрос: сумеет ли наша республика совершить скачок и перейти к высокотехнологичной экономике знания, основанной на эффективном использовании, и результатов интеллектуального труда. Уверена, сумеет, если мы проведем тщательную ревизию и анализ законодательных актов, выявим перспективы формирования и совершенствования законодательной базы по реализации государственной политики во всех областях развития государства и общества. Комитет и IV Созыв в целом в этом направлении определяют две стратегические задачи: – разработка механизмов реализации и контроля за выполнением принимаемых законов; – принятие поправок и дополнений с учетом новых социокультурных реалий и введение их в действующее законодательство, а также разработка насущных законов, без которых мы не можем развиваться и жить. Общая задача законодательной и исполнительной власти – найти разумный баланс должного и возможного с учетом экономических и социокультурных реалий ПМР. Cегодня не требуется доказательств того, что придание науке и образованию высшего государственного и общественного статуса, существенное увеличение их бюджетного финансирования являются необходимыми условиями построения сильного государства с эффективной системой государственного управления, с высокоразвитой, высокотехнологичной экономикой. И в этом плане система образования и науки, подобно органам законодательной и исполнительной власти, другим государственным структурам, должна служить инструментом для поддержания крепкой государственной власти, возрождения духовности приднестровского народа, укрепления его самосознания. В целях достижения данных положений необходимо: 1. Разработать концептуальные основы и модель законотворческой деятельности ВС ПМР, обеспечивающие научное сопровождение правовой регуляции всех сфер жизни нашего государства и общества. 2. Осуществить мониторинг, провести ревизию и анализ соответствия имеющейся законодательной базы реальному состоянию социального и экономического секторов республики. Выработать на этой основе план законодательной деятельности ВС IV Созыва на краткосрочную и дальнесрочную перспективу. 3. Утвердить практику изучения и адаптации опыта парламентской деятельности России, Украины, европейских стран к нашему законодательству, практиковать и расширять общественную и международную экспертизу разрабатываемых законопроектов. 4. Выработать правовые механизмы утверждения и расширения международного сотрудничества в области образования, науки и культуры. Расширять культурное и гуманитарное международное сотрудничество по созданию привлекательного образа нашей республики на международном уровне. 5. Отрегулировать правовое поле взаимодействия фундаментальной и прикладной науки по социальному и народнохозяйственному развитию республики, созданию научных школ, адаптации достижений мировой науки к региональному опыту. 6. Совершенствовать законодательство в области науки, образования, семьи и детства в целях достижения качества образования и в целом – государства. Правовое пространство республики и законотворчество нашего парламента, должны служить основным целям государства, становлению и укреплению суверенитета и независимости ПМР, развитию экономики и социальной сферы государства, повышению благосостояния проживающих в этом государстве людей. Если мы объединим свои усилия и направим новый импульс в законодательную деятельность парламента, выработаем и утвердим на практике методологию научного сопровождения законотворчества, то возможное станет реальным.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |