Образовательная программа Подготовительного отделения ДМШ «Сольфеджио для малышей»
04 Октября 12, 20:11 | |
Деркач Леся Александровна, преподаватель Дошкольного отделения (сольфеджио), преподаватель Хорового пения СПб ГДМШ им. С.С.Ляховицкой Образовательная программа дошкольного отделения "СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ МАЛЫШЕЙ"Пояснительная записка Предмет сольфеджио, как один из предметов цикла музыкально-эстетического воспитания и обучения в детской музыкальной школе, направлен на достижение общей глобальной цели: развитие личности ученика в процессе воспитания его художественного мышления в музыкальной деятельности. К числу специфических задач курса сольфеджио следует отнести следующее: • целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей ученика (сенсорная база всех видов музыкального творчества). • воспитание основ музыкального мышления: аналитического восприятия, осознание некоторых закономерностей организации музыкального языка, элементарного понятийного аппарата. • формирование практических навыков и умения использовать их в комплексе при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования. На современном этапе реорганизации инновационных тенденций в учебном процессе стало характерным соединение в практике науки и основных дидактических концепций. Это нашло отражение в практической деятельности: отталкиваясь от основных положений типовой программы по сольфеджио 1986г, составитель эффективно внедряет новые методические наработки в области музыкального воспитания и обучения, что позволяет более точно фиксировать учебные задачи и последовательно их реализовывать в процессе обучения. На начальном этапе обучения, бережно сохраняя традиции, сложившиеся в музыкальной педагогике, составитель активно внедряет в практику экспериментальный комплекс, разработанный Н. Дьяченко, Н.А. Котляревским, Ю. Полянским («Теоретические основы обучения и воспитания в музыкальной школе» г. Киев,1989г). Этот метод отличается более детальной разработкой всего комплекса знаний и навыков, фиксацией последовательности их освоения. В результате работы по этому методу каждый этап освоения учебного материала становится основанием для следующего; за счет этого обеспечивается активность восприятия учениками изучаемого материала. Так же активно используются в практике основные принципы методики развития музыкального слуха Г. Шатковского (в частности, формирование ладового слуха). Работа в подготовительной группе с дошкольниками обуславливает введение в практику новых методик в области дошкольной музыкальной педагогики, возрастной психологии. С учетом теории развивающего обучения (Б. Эльконин, В. Занков) работа с дошкольниками строиться на основе проблемно-поискового метода и создания игровой мотивации, что позволяет значительно активизировать учебную и творческую деятельность учащихся, увеличивает глубину усвояемости учебного материала, способствует выявлению и развитию творческого потенциала учащихся. В процессе исследования методов работы в подготовительной группе ДМШ составитель обращался к методическим разработкам: Ж. Металлиди и А. Перцовская «Сольфеджио для дошкольной группы», 1998 г; М. Котляревская-Крафт, И. Москалькова, Л. Бахтан «Сольфеджио для подготовительных отделений ДМШ»; Е.Н. Вишняк «Работа с детьми в подготовительной группе ДМШ». Опираясь на опыт вышеперечисленных педагогов музыкантов, составитель пытается применить его в современных, изменившихся условиях, обобщить лучшее – в чем и заключается целесообразность программы. Новизна программы заключена в проектировании новой модели музыкального образования, соединении современных методик с личными наработками составителя программы и синтезировании методологических подходов к обучению детей дошкольной группы. Программа «Сольфеджио для малышей» имеет художественно-эстетическую направленность на: - создание условий для развития личности ребенка - развитие мотиваций к познанию и творчеству - приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям - реализацию задач музыкально воспитания и обучения - развитие художественных интересов и вкусов Данная программа актуальна и востребована на подготовительном отделении ГДМШ. Составитель считает целесообразным вести разработку комплексного культурологического образования и развития творческих способностей ребенка. Изучение программы направлено на достижение следующих целей: Обучающих: овладение знаниями и умениями необходимыми начинающему музыканту в освоении вокально - интонационных, метроритмических и слуховых навыков; Развивающих: развитие познавательных интересов и творческих способностей, внимания, памяти, логического и творческого мышления; Воспитательных: формирование средствами музыкального искусства любви к музыкальным традициям родного края и классическому наследию мирового музыкального искусства; формирование таких качеств как настойчивость, трудолюбие, усидчивость в достижении оптимального уровня знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для дальнейшего эффективного обучения в начальных классах ДМШ. Необходимо подчеркнуть, что работа по данной программе предполагает творческий подход и гибкий, вариативный способ выстраивания учебного материала; возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из степени усвоения учащимися предполагаемых знаний и практических умений. Основная часть образовательной программы СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ В отличие от уже существующих программ предмета «Сольфеджио», данная программа для подготовительного отделения ДМШ рассчитана на 3хлений курс обучения детей, начиная с 4хлетнего возраста и до поступления в начальные классы ДМШ. В зависимости от возраста поступающего ребенка-новичка определяют в подходящую группу, а уже прошедшие обучение 4х и 5илетки переводятся в группы на «ступень выше». Специфика программы выстроена таким образом, что поступившие в группу учеников новички легко и быстро осваивают учебный материал, формы и режим работы. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 12 человек. Занятия по предмету «Сольфеджио» проводятся один раз в неделю с 1-4 сентября по 25-28 мая. Год обучения Возраст ребенка Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год Кол-во детей в группе 1 4-5 лет 1 36 6-8 учащихся 2 5-6 лет 1 36 8-10 учащихся 3 6-7 лет 1 36 10-12 учащихся Учитывая возраст детей и уровень учебного материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Как видно по таблице, в группе первого года обучения, где дети делают первые шаги в освоении программы, желательна наполняемость групп от 6 до 8 учащихся; во второй и третьей группах обучающихся - до10-12 человек. Желательная продолжительность урока: для первого года обучения – 35-45 минут для второго года обучения – 45-50 минут для третьего года обучения – 60 минут с пятиминутным перерывом (30 минут – перерыв - 25 минут). Программа разработана в русле личностно-ориентированной педагогики, что позволяет дифференцированно подойти к развитию каждого ребенка, с учетом его индивидуальных психологических особенностей, художественно-творческих способностей, состояния здоровья, ситуации в семье. Программа «Сольфеджио для малышей» несет в себе не только развивающие, но и воспитательные функции. Само понятие музыкальное воспитание шире, чем только развитие музыкальных способностей. В процессе обучения дошкольника нужно учитывать законы становления личности, возрастные особенности. Содержанием музыкального воспитания является также развитие образного мышления, воображения, воли, внимания, произвольности и т. д. Верное педагогическое, воздействие средствами музыкального искусства формирует и развивает эмоциональную сферу ребенка, возбуждая эмоции интереса и радости. Положительный эмоциональный настрой в обучении дошкольника обязателен, как обязательны игровые, увлекательные формы, побуждающие ребенка к актив¬ной деятельности. Из вышесказанного вырастает первый методический принцип, ле¬жащий в основе данной программы: взаимодействие средств, активизирующих интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Необходимость этого взаимодействия обусловлена самой особенностью восприятия, которое в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием (сфера ин¬теллекта) и имеет эмоциональную окраску (сфера эмоций). С этой особенностью восприятия связан и второй методический принцип — первичность накопления музыкальных впечатлений (принцип опере¬жающего восприятия), которые затем ложатся в основу активной музыкаль¬ной деятельности. И лишь на заключительном этапе этого процесса происходит теоретическое осмысление музыкальных явлений, «рождается» теоретическое понятие. С этим подходом связан третий методический принцип — от частного к общему. Четвертый принцип — концентрический метод обучения, понимаемый как необходимость, постоянного возвращения к пройденному на новом уров¬не. Использование этого метода позволяет возвращаться к пройденным проблемам на новом музыкальном материале, что прямо про¬тивоположно методу «прохождения» (и благополучного забывания) тем. Это важно еще и потому, что предмет сольфеджио требует постоянной тренировки памяти и слуха в определенных направлениях, без этого невозможно поступа¬тельное движение в развитии музыкальных способностей. С концентрическим методом связаны еще два важных (особенно при обучении дошкольников) методических подхода: принцип повторяемости и принцип «от простого к сложному». Учитывая важность каждого методического подхода и особенностей его применения на начальном этапе, следует тщательно продумывать не только содержание, но и форму каждого урока. Урок на подготовительном отделе¬нии должен строиться по плану-сценарию, предполагающему драматургическое развитие «действия»: логику появления каждой формы за-нятий, движение к кульминации, а также взаимосвязь уроков-«сцен» между собой. Структуру учебного процесса на подготовительном отделении опреде¬ляют практические формы, лежащие в основе каждого урока; принцип актив¬ной деятельности дошкольника определяет также преобладание устных форм в урочной системе и домашних заданиях, которые должны быть минимальны. Структуру программы определяют следующие направления: • формирование вокально-интонационных навыков ладового чувства; • воспитание чувства метроритма; • формирование музыкально-слуховых и музыкально-образных представлений; Каждый из трех разделов строится по следующему плану: • методические рекомендации • понятийное содержание • предлагаемые формы работы, в которые включены элементы развития творческих навыков. Традиционные разделы «Теоретические сведения» и «Развитие творчес¬ких навыков» не выделены отдельно, а включены в содержание основных на¬правлений программы, так как являются неотъемлемой результативной частью работы над формированием вокально-интонационных навыков, воспита¬нием чувства метроритма и т. д. Такое распределение материала не только ло¬гически связано с основополагающими методическими принципами, но и со¬ответствует современному опыту работы с дошкольниками. Название раздела «Понятийное содержание», встречающееся в данной программе и заменяющее традиционное «Теоретические сведения», указывает на новый подход в подаче теоретического материала. Понятие базируется на целой структуре явлений, поэтапное осознание которых и наполняет его (понятие) смыслом. Постепенно происходит накопление поня¬тийного опыта, в результате чего понятие обрастает огромной системой связей и отношений, которые ребенок постепенно осознает и переживает. Концентрический метод обучения базируется на этой системе поня¬тийного развития. Также, в содержание каждого раздела программы включен материал, на основе изучения которого, учащиеся овладеют: знаниями, способствующими развитию эмоциональной реакции на музыку; умениями рассказать о своих впечатлениях, адекватно выражать их в пластике движения, в рисунках и красках; навыками выразительного исполнения произведений на инструменте, голосом вокальных произведений- песен; саморегуляцией своих эмоциональных состояний с помощью различных по настроению и характеру музыкальных произведений в процессе различных видов музыкальной деятельности; способами деятельности, предусмотренными требованиями к уровню подготовки учащихся: учебно-исполнительской, учебно-теоретической, творческой, культурно-просветительской. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ • Методы, в основе которых лежит способ организации занятий: - Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция) - Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений; использование пособий; показ педагогом образца выполнения) - Практический (выполнение задания по инструкциям, образцам, карточкам) - Проблемно-поисковый (поиск учеником намеренно допущенной учителем ошибки) - Метод игровой мотивации (использование многочисленных дидактических игр) - Научный метод (использование тестов, карточек индивидуального опроса, таблиц и графиков; анализ результатов, прогнозирование роста успеваемости и усвояемости учебного материала, опыт работы с научной литературой, справочниками, словарями) • Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - Объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию) - Репродуктивный (ученики воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности) - Частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске решения поставленной задаче совместно с педагогом) - Исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся) • Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: - Фронтальный (одновременная работа со всей группой учащихся) - Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы) - Групповой (организация работ в группах) - Индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем) ПРАКТИКУЕМЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ - Традиционный урок - Комбинированное практическое занятие - Лекция-беседа - Игра - Интегрированный урок (сольфеджио + музыкальная литература, сольфеджио + хор) - Открытый урок с присутствием родителей - Урок-викторина (в конце 3го года обучения) ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате обучения по данной программе учащиеся: - научатся различным приемам работы; - научатся следовать устным инструкциям; - разовьют внимание, мышление, воображение, художественно-эстетический вкус, творческие способности и фантазию; - овладеют трудовыми навыками; - улучшат коммуникативные способности и приобретут навыки общения и работы в коллективе. В результате обучения по программе учащиеся: • освоят теоретические знания по всем видам музыкальной деятельности: музыкальные и шумовые звуки, регистры, лады (мажор и минор), нотоносец, скрипичный и басовый ключи, ноты, длительности, доли, акцент, размер 2/4 3/4, затакт, тон, полутон, диез, бемоль, бекар, динамические оттенки, форте, пиано, крещендо, диминуэндо, ладовые связи степеней (устои и неустои), интервалы, тональность, тоника, субдоминанта, доминанта, аккорд, трезвучие, строение мажорной гаммы, транспонирование и т.д. • овладеют специальными умениями и навыками: правильное певческое дыхание (спокойный вдох, экономный выдох, смена дыхания по фразам), распевное и связное пение, правильное формирование гласных «а» «о» «у» «и», вырабатывание хорошей артикуляции и ясной дикции; интонирование простейших попевок на одном-двух звуках, в пределах тетрахорда, пение попевок для развития диапазона и ощущения звуковысотности, пение несложных песен со словами с гармонической поддержкой педагога, пение несложных упражнений по нотам, основанных на тонико-доминантовых тяготениях, транспонирование простейших попевок в знакомые тональности. • разовьют музыкально-слуховые представления: определение эмоционального характера музыкального произведения, анализ музыкальных жанров (песня, танец, марш, вальс, полька и т.д.), определение на слух интервалов, трезвучий, размеров, словесное определение характера произведения и его выразительных средств. • обогатят свой словарно-понятийный запас. • разовьют такие качества, как память и слух: выучивание стихов и песен, запоминание и угадывание ранее выученных попевок, осознание восприятия строения мелодии в изучаемых музыкальных примерах, упражнениях, попевках и песнях. • овладеют видами деятельности: Учебно-исполнительской пение песен с гармоническим сопровождением педагога; исполнение ритмических аккомпанементов к прослушанному музыкальному произведению; игра на фортепианной клавиатуре с одновременным пением текста несложных попевок, интервалов, трезвучий. Учебно-теоретической: знание правил и умение рассказывать их с пониманием, использовать, выполняя практические задания; выкладывать карточками знакомые ритмические сочетания, ритмический аккомпанемент. Творческой: импровизация окончаний фраз; досочинение мелодии по заданным словам и ритму, устойчивых фраз с окончанием на тонике; импровизация на фортепиано мелодий, выражающих определенные образы; сочинение мелодий. Культурно-просветительской: участие в концертах, представлениях; выступление на утренниках и праздниках с песнями, игрой на инструментах шумового оркестра; демонстрация своих умений и навыков перед родителями и другими преподавателями на открытых уроках. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам: система теоретических знаний, специальные умения и навыки, исполнительский и общий творческий потенциал. Для проведения оценивания на каждом этапе обучения по вышеуказанным компонентам разрабатываются соответствующие критерии. Эти критерии открыты для учащихся и каждый может регулировать свои учебные усилия для получения желаемого результата и соответствующей ему оценки. Формы контроля включают: - Фронтальный опрос - Беглый текущий опрос - Систематическая проверка домашнего задания - Контрольные уроки в конце каждой четверти - Контрольный срез по всем видам работ в конце III года обучения - устное тестирование на закрепление теоретических знаний - Зачет по накопленным творческим навыкам - Итоговый экзамен Все виды контроля позволяют оценивать знания, умения и навыки учащихся на каждом этапе обучения и дают возможность учащемуся находиться в привычных для него условиях, что способствует раскрытию в полной мере своих способностей, а также позволяет продемонстрировать навыки, приобретенные им в процессе обучения. Главный результат деятельности педагога- это личность ребенка, динамика и результат ее развития в процессе музыкальных занятий. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ - Наличие учебных групп (не более 12 человек) - Наличие учебных пособий для учащихся, методической литературы - Наличие наборов шумовых инструментов - Наличие ТСО, фоно - и аудиотеки - Наличие дидактического раздаточного материала - Осуществление тесной связи с преподавателями по специальности, хоровому классу, музыкальной литературе и родителями учащихся - Взаимопосещаемость преподавателей теоретических дисциплин - Соблюдение межпредметных связей - Сотрудничество разных музыкальных учебных заведений, обмен опытом - Активный поиск новых форм и методов преподавания сольфеджио, самообразование педагога. Содержание программы Развитие вокально-интонационных навыков и ладового чувства Методические рекомендации Основной формой деятельности в подготовительном классе является пение. Это еще и исполнительская практика, развивающая эмоциональную сторону психики ребенка, его произвольное внимание, навык самоконтроля. Именно через пение происходит самовыражение дошкольника. Педагоги-сольфеджисты прекрасно знают, с каким количеством плохо интонирующих детей им приходится сталкиваться, особенно в дошколь¬ной группе. Поэтому формирование ладового чувства детей, их звуковысотных представлений является важнейшей задачей начального этапа обучения. Имен¬но в подготовительном классе, возможно, заложить также фундаментальные ос¬новы таких форм, как пение с листа, сольфеджирование, пение в ансамбле и т. д. Проблемы речевого развития ребенка часто становятся «камнем преткновения» в работе педагогов-музыкантов. Физиологи утверждают, что уровень развития речи у детей зависит от того, насколько хорошо они владеют мелкими движениями пальцев рук. На начальной стадии обучения можно сопровождать пение интонационного материала с «пальчиковыми играми», таким образом мы стимулируем музыкально-речевое развитие детей и готовим их к игре на музыкальных инструментах, рисованию и письму, развиваем моторные функции и координацию. На начальном этапе освоения программы следует уделять внимание игровым формам музыкально-речевой стимуляции и включить в постоянную работу логопедические и «пальчиковые упражнения: 1.Ветер дует, задувает, пальмы в стороны качает. (Руки прижаты друг к другу от кисти до локтя, пальцы растопырены, раскачиваем руками в такт музыке) А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит. (Ладони прижаты друг к другу боковыми частями, шевелим пальцами-клешнями) 2. Чайка над водой летает и за рыбками ныряет. (Большие пальцы соединены боковыми сторонами, остальные прижаты друг к другу, разведены в сторону, как крылья, машем ими в воздухе. Ладони сомкнуты, выполняем волнообразные движения.) А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит. 3. Под водой на глубине крокодил лежит на дне. (Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты – зубы, пасть. Открываем и закрываем пасть.) А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит. Паук - паучина паутину сшил. (Потираем указательные пальцы о большие пальцы) Вдруг закапал дождик, паутину смыл. (Бьем указательным пальцем по ладони другой руки, потираем руки) Выглянуло солнышко, стало припекать. (Соединяем запястья рук, растопыриваем пальцы, качаем из стороны в сторону «солнышком») Паук - паучина трудится опять (Снова потираем указательные пальцы о большие пальцы) Лиса СУ-СУ-СУ-СУ, не пускают в дом лису. СА-СА-СА-СА, ждет у дома два часа. СЫ-СЫ-СЫ-СЫ, очень хочет колбасы. СИ-СИ-СИ-СИ, ей кусочек отнеси. Гора РА-РА-РА-РА, на горе стоит гора. РЫ-РЫ-РЫ-РЫ, за горою комары. РО-РО-РО-РО, потерял петух перо. РУ-РУ-РУ-РУ, а барсук унес в нору. Восприятие и усвоение элементов лада и само ладовое чувство эффек¬тивнее всего развиваются через формирование вокально-интонационных на¬выков. Исправление интонации требует индивидуального подхода, занимать¬ся этим необходимо последовательно, внимательно и терпеливо. Ученикам с плохо развитым ладовым слухом полезно некоторое время не принимать участия в общем пении, а внимательно слушать. При наличии большой заинтересованности и восприимчивости такие ученики вскоре включаются в общую работу. Сложнее с теми детьми, у которых отсутствует координация между слу¬хом и голосом. Таким ученикам можно предложить короткие попевки из двух- четырех звуков и, добившись чистого интонирования от какого-то одного зву¬ка, пробовать постепенно расширять диапазон, повторяя попевку на полутон, тон выше или ниже. Встречаются дети - «гудошники», которые поют только в малой октаве. Им можно предложить упражнения имитирующие пение маленькой птички, кошечки, что поможет им выбраться из тисков низкого регистра. Через некоторое время такие дети начинают петь довольно чисто в первой октаве. Работа над чистой интонацией у детей связана с выработкой вокальных навыков. Необходимо учитывать возможности детского голоса: детям обычно удобно петь в диапазоне сексты «ре — си» первой октавы; звучание голоса в этом звуковом объеме наиболее легкое, естественное; звук «до» первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому на первых порах его надо избегать. Большое внимание следует уделять подбору учебного музы¬кального материала, он должен быть художественно интересным, убедительным, структурно ясным. В равной степени должны присутствовать песни, исполняе¬мые a cappella и с аккомпанементов педагога. Одно из обязательных условий - выразительное исполнение, основанное на предварительном зрительном анализе текстово¬го и мелодического содержания, вычленения ключевых интонаций, кульмина¬ционных точек, распределения динамических оттенков и т. д. Педагог-сольфеджист должен знать основные приемы воспитания певческих навыков и владеть ими, эта форма работы должна быть в центре его внимания на протяжении всех лет обучения. Формирование певческих навыков сводится к следующему: • Следить за положением корпуса, головы; дети должны сидеть ровно, не сутулиться, корпус держать прямо, упираясь ногами в пол; руки свободно лежат на коленях, голова в естественном положении; • Формировать правильное певческое дыхание: спокойный вдох, экономный выдох, смена дыхания между фразами; • Учить правильному звукообразованию, связанному с воспитанием бережного отношениям своему голосу; нельзя позволять детям петь громким, форсированным, открытым звуком; работать над кантиленой сначала на ко¬ротких мелодических фразах. Медленное, распевное, связное пение позволяет ребенку вслушиваться в исполнение и легче осознавать ладовые связи мело¬дии, удерживать тональность; • Учить правильному формированию гласных а, о, у, и, мягкому округ¬ленному их интонированию (рот открывать свободно, губы и язык не скованы, активны); • Работать над хорошей артикуляцией, дикцией, учить четкому про¬изнесению согласных. В ладоинтонационной работе большим подспорьем для педагога будут ручные знаки. Использование ручных знаков, «столбицы» рождает наглядные зрительно-двигательные представления о взаимоотношении ступеней в ладу, свя¬зывает слуховое восприятие со зрительным осознанием звуковысотной линии мелодии. I ступень - кулачок смотрит вниз, II ступень - все пальцы смотрят вверх, III ступень - ладонь – вниз, IV ступень - указательный палец – вниз, V ступень - ладонь – к себе, VI ступень - все пальцы смотрят вниз, кисть похожа на колокольчик, VII ступень - указательный палец - вверх. Так как дети младшего возраста не знают обозначения ступеней лада римскими цифрами, следует уделить их изучению некоторое время. В группе 1го года обучения изучить обозначение I-III ступени, 2-го года обучения- I-V ступени и на 3-м году обучения I-VII ступени. Так же важна последовательность и постепенность в освоении ладовых закономер¬ностей, что дает максимальная возможность расширения диапазона детского голоса, накапливание в памяти интонационного багажа. Чтобы ребята быстрее запомнили тяготение неустоев в устои, можно им рассказать небольшую сказочку о дне рождения Мишки: Сказка: В ЛАДном Домике жил Мишка. На свой день рождения он пригласил всех своих друзей. Одна из первых пришла Лягушка. Она решила помочь хозяину подготовиться к встрече гостей. И закипела работа. ЛЯгушка быстро убралась в доме, Мишка принёс из погреба разные вкусные вещи: для лисички – рыбку, для воробышки – пшено, для белки – орешки, для ёжика – грибы. Для зайки большая желтая РЕпка была принесена в ДОм (РЕ в ДО). ФАртук надел МИшка (ФА в МИ) и занялся украшением стола. Было всё готово к приёму гостей. ЛЯгушка поставила СОЛЬ на середину стола (ЛЯ в СОЛЬ) и послышался стук в дверь. На пороге появились нарядные улыбающиеся гости, в руках у которых были подарки для именинника, а лисичка внесла в ДОм огромный букет СИрени (СИ в ДО) и началось веселье. Навык устного транспонирования стимулирует развитие ладового чувства. Ибо длительное пение только в одной тональности приводит к обеднению музыкально-слуховых представлений, вызывает слуховую пассивность и ограничивает мыслительную активность детей, а самое главное, тормозит становле¬ние сольфеджийных навыков. Последовательность прохождения материала может быть следующей: 1. Короткие мелодии-попевки узкого диапазона: ля1 - ми1 (центральная зона звучания детского голоса 2. Попевки, включающие устойчивые ступени лада с прилегающими к ним звуками, т. е. песни, помогающие освоению мажорного звукоряда в пре¬делах тонической квинты: 3. Постепенное расширение диапазона мелодий, усложнение внутриладового содержания: Дальнейшее изучение мажорного лада базируется на практическом ос¬воении и осознании проявлений ладовой организации и центров ладообразования: понятия тяготения, устойчивости и неустойчивости, центра лада, ощу¬щения вводнотоновости, тонико-доминантовых соотношений, понятия «интервал», знакомство с пентатоникой мажорной. Опираясь на принципы метода «опережающего восприятия», эти сложные понятия педагог вводит после большой практической работы: пения песен, прослушивания музыкальных примеров, слухового анализа. Знакомство с минором происходит на уровне активного воспри¬ятия и освоения песенного репертуара, пока это только «накопление» слухово¬го материала, позволяющее в дальнейшем осознать сложные ладовые процессы, происходящие в миноре. В прохождении тональностей следует придерживаться двух направле¬ний: тональности, над которыми происходит работа по всем уровням метода «опережающего восприятия», и тональности; с которыми дети только знако¬мятся, зная ключевые знаки, умея определять их в нотном тексте, подбирая на инструменте пройденные песенки-попевки. К первому направлению можно отнести до мажор, ре мажор, ко второму- соль мажор, фа мажор, ля минор. Одной из итоговых форм работы над ладовым чувством является сольфеджирование, которое сопровождает каждый этап формирования ладовых ощу¬щений. Эта форма закрепляется в домашних заданиях и находит свое продол¬жение в работе над чтением с листа. При подборе примеров для чтения с листа нужно строго придерживаться принципа от простого к сложному, причем в со¬ответствии с пройденной темой. Следует также помнить, что эта форма — наи¬более сложная для дошкольника, требующая достаточного развития целого комплекса навыков, а поэтому несет итоговый характер для каждой пройденной темы. Понятийное содержание Звуки высокие, низкие, средние. Регистры Клавиатура, клавиши. Октавы. Нотоносец. Ноты. Ключи: скрипичный, басовый. Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар. Лады: мажор, минор. Тон, полутон. Строение мажорной гаммы. Звукоряд, тональность. Ключевые знаки. Гамма, ступени. Тоника, вводные звуки. Устойчивые ступени. Опевание. Устойчивое, неустойчивое окончание фраз. Трезвучие мажорное, минорное. Унисон, интервал, аккорд. Интервалы: Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, октава. Формы работы 1. Пение приветственных песенок-распевок. 2. Пение песни со словами a cappella, или с гармонической поддержкой педагога педагога. 3. Пение песенок-попевок: интонация на одном, двух соседних звуках, I-II-III, III-II-I, I-III, III-I, IV-III-II-I, III-IV-III-I, I-II-III-IV-V, V-IV-III-II-I. 4. Пение интонации тон и полутон. 5. Пение «лого-песенок» с повторяющимися мотивами. 6. Пение песен с гармонической поддержкой педагога. 7. Пение «интервальных песенок» (мелодии со словами на данный интервал) 8. Пение песни с пропеванием некоторых мелодичес¬ких элементов «про себя». 9. Пение песни по фразам «цепочкой». 10. Пение песни с прохлопыванием ритмического рисунка (ритм-слоги), с отстукива¬нием метрических долей, с дирижированием. 11. Подбор короткой песенки-попевки на фортепиано от разных звуков и пение ее со словами или с названием нот. 12. Сольфеджирование песни по нотной записи. 13. Транспонирование песенок-попевок в тональностях до, ре, фа, соль мажор. 14. Определение пройденных песен по ручным знакам, по наглядным пособиям: «Столбица», «Лесенка». 15. Интонирование звукоряда мажорных гамм: до мажор, ре мажор. 16. Интонирование следующих ладовых оборо¬тов: движение по устойчивым звукам, опевание устойчивых звуков, вводные звуки; тоны и полутоны; восходящее и нисходящее движение в объеме тони¬ческой квинты с прилегающей VI ступенью; верхний, нижний тетрахорды; повторность звука, скачки с V СТ. на I ст. вверх и вниз. 17. Пение интервалов в ладу: терции от I и III ст.; кварта от V ст., квинта от I ст., секста — от III и V ст. 18. Пение гаммы с пропуском одного-двух звуков; определение на слух пропущенного звука. 19. Допевание до тоники: - пение «дорожек домой» от V ст. вверх и вниз: по ручным знакам, по «Лестнице», «Столбице»; - сочинение ответных построений и пение их со словами. 20. Пение песни со своим аккомпанементом: - выдержанной тонической квинтой; - интервалами, в которые входят устойчивые ступени лада; - тонико-доминантовыми басами. 21. Пение мини-канонов по группам с поддержкой педагога. Воспитание чувства метроритма Методические рекомендации Организация во времени - одна из важнейших задач на начальном этапе обучения детей музыке. Развитию чувства метроритма необходимо уделять особое внима¬ние, так как ритмический слух обладает своими специфическими свойствами. Процесс формирования и развития этой музыкальной способности включает в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Обучение ритмическим величинам только путем абстрактных объясне¬ний наносит ущерб музыкальному развитию детей. Восприятие музыкального ритма – активный слуходвигательным процесс. И очень важно, чтобы первоначальное восприятие музыки вызывало у детей двигательные реакции. Следует начинать изучение соотношения длительностей не с арифметичес¬кого расчета, а с представления об их временной взаимосвязи и связи с движе¬нием: четвертная длительность - шаг, восьмые - бег, половинная — остановка. В названии длительностей желательно использовать ритмослоги: «ти-ти» («бе-гом») - восьмые, «та» («шаг») - четвертная, «ту» («стой») - половинная, при этом обозначать длительности условными движениями («умными» ладош-ками): восьмые — хлопки в ладошки, четвертные — ладошки на стол или дви¬жение сверху вниз ребром ладони, половинные - ручки на пояс. Вводить понятия «четверть», «восьмая», «половинная» следует лишь тог¬да, когда дети будут свободно ощущать временную соразмерность звуков. При письме ритма на начальном этапе целесообразно использовать графическую запись палочками: короткие палочки со¬ответствуют восьмым, длинные — четвертным нотам. Также важным является рассматривание ритма внутри определенного метра, а не как расплывчатое, не обусловленное музыкальным смыслом, чередование музыкальных звуков оп-ределенной длительности; в ритмическом задании должно присутствовать ощущение метра как внутренней пружины, направляющей течение музыки от одной сильной доли к другой. Для развития чувства метра можно использовать равномерное движе¬ние: хождение под песню, под инструментальное музыкальное произведение; подражательные движения, которые дети делают во время игры. Важное условие: метр необходимо отбивать, (отхлопывать) без остановок, без каких-либо от¬клонений от темпа. Ритмическим занятиям легче всего придавать форму игры, и привлекать к ней всех без исключения детей. Уже с первых шагов необходимо воспитывать у ученика умение охватить взором ритмическую фразу в целом и научить осознавать ее внутреннюю струк¬туру, начиная с наиболее простых построений и постепенно продвигаясь к более сложным. Ритмизуя слова, мы начинаем изучение соотношения длительностей: «Сказка про льва» иллюстрирует ритмические группы в двудольном размере: ЛЕ-ЕВ - половинная, БЕ-ЛОЧ-КА – четверть и две восьмые, КРО-КО-ДИЛ - две восьмые и четверть, ПО-РО-СЕ-НОК – четыре восьмые, Ё-ЖИК – две четвертных ноты. Далее это могут быть знакомые детям стихи, которые они читают, «проговаривая» ручками или ножками ритмический рисунок (ровное движение восьмыми и остановка в конце фразы): «Наша Таня громко плачет...», « Раз-два-три-четыре-пять, вышел зайчик…», «Гуси, гуси, га-га-га…». Затем песни, содержащие ритмическое движение только из восьмых и четвертей в размере 2/4: песня-игра «Гости » К.Орф, В.Калинников «Тень-тень», Украинская народная песня «Весёлые гуси», Французская народная песня «Большой олень», Т.Потапенко «Грибы», А.Филиппенко «Две лягушки», А.Филлипенко «Весёлый музыкант», Благ «Танец», Котляревский «Весёлый жук». Только когда дети смогут свободно, уверенно и выразительно отхлопы¬вать, узнавать, выкладывать карточками ритмический рисунок знакомых пе¬сен, состоящий из восьмых и четвертей, можно ставить перед ними новую за¬дачу осознания ритмических закономерностей. Новая половинная длительность: «Маляр» Лещинской, «Уточка» Арцибашевой; Затакт: считалка «Серый волк пришел из сказки», «Зимняя пляска» Старокадомского; Шестнадцатые: «Соловейко» Филиппенко, «Часы» Метлова, «Котята» Чичкова; Пауза: «Две лошадки» Лешинской, «На лошадке» Лепина. При ознакомлении детей с новым ритмическим материалом очень важ¬но использовать наглядные пособия, понятные ребенку - карточки ритмов, схе¬мы, так как зрительные образы облегчают восприятие музыкального ритма. Очень важно с первых шагов развивать в детях навык внутренней ритми¬ческой настройки перед исполнением; они должны уметь заранее представить темп и размер произведения, ведь именно темп является тем элементарным выразительным средством, определяющим характер музыкального произведе¬ния, его жанровый признак. Вначале настройку дает педагог, дирижируя или отхлопывая метричес¬кие доли; впоследствии дети должны суметь самостоятельно настроиться, учи¬тывая характер исполняемого произведения. Для более и тонкого восприятия музыки необходимо воспитывать в де¬тях умение следить за агогическими оттенками. Следует избегать простукивания, отхлопывания ритма невыразительно, всегда в одном «ускоренном» темпе. Необходимо также пробуждать в детях творческое начало, давая задания импровизационного характера: ритмический аккомпанемент, импровизация ритмического рисунка на заданный текст. Понятийное содержание Длительности: половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая. Темп, доли, равномерная пульсация, сильная слабая доли, акцент. Такт, тактовая черта, затакт. Двудольный и трехдольный размеры. Паузы: четверть и восьмая. Дирижирование в размере 2/4, 3/4. Ритмический рисунок, фермата. Формы работы 1. Отхлопать метрические доли в прослушанном музыкальном произ¬ведении (размеры 2/4, 3/4): - всем классом; - одна группа отхлопывает только сильные доли, другая — все доли; - одна группа отхлопывает доли, а другая — ритмический рисунок. В этих упражнениях можно использовать инструменты детского шумового оркестра. 2. Дирижируя на 2/4 и на 3/4 или отмечая метри¬ческие доли, проговаривать ритмослогами ритмический рисунок. 3. Одной рукой отстукивать метрические доли, а другой рукой — рит¬мический рисунок. 4. Повторить ритмический рисунок целиком или по фразам: - хлопками или «умными» ладошками (условными движениями): четвертная длительность- удар ладошкой по столу, восьмые - хлопки в ладоши, половинная - руки на пояс; - ритмслогами. 5. Узнать песню по ритмическому рисунку: - записанному на доске; - выложенному ритмическими карточками; - прохлопанному преподавателем или одним из детей. 6. Проанализировать ритмический рисунок песни: - записать или выложить карточками ритмический рисунок песни; Первоначально используются карточки одного цвета. На более позднем этапе, когда будет наработано ощущение сильной доли, можно использовать карточки, на которых сильная доля отмечена дру¬гим цветом. - исправить «ошибки» в записанном ритмическом рисунке, сделан¬ные преподавателем. 7. Ритмическое «эхо». Повторить по фразам прослушанное музыкаль¬ное произведение «умными» ладошками, проговаривая ритмослоги всей группой или «цепочкой» — группами детей поочередно. Эту форму работы можно превратить в игру; ребенок, неправильно вы-полнивший задание, выбывает из игры — садится на стул («камешек») или встает («столбик»). 8. Игра «Повторяй-ка». Повторить ритмический рисунок музыкальной фразы (2 такта в размере 2/4), суметь записать его по памяти или выложить ритмическими карточками (устный диктант). 9. Определить размер в прослушанном музыкальном произведении. Игра «Капельки»: сильную долю дети фиксируют хлопками в ладоши, слабые доли «капают» указательным пальцем руки. 10. Сопоставление двудольных и трехдольных размеров. 11. Сопоставление длительностей, звучащих одновременно в разных голосах. - класс разделить на две группы: одна группа исполняет четверти, дру¬гая — восьмые; - в прослушанном музыкальном произведении обратить внимание де¬тей на 2 голоса: верхний — восьмые, нижний — четверти (например, Гендель «Пассакалия»). Затем дети слушают это произведение и «умными» ладошками отхлопывают: одна группа — четверти, другая — восьмые; - игра «Охотник и собачка». Охотник «шагает» четвертными, а собачка «бежит» восьмыми. 12. Ритмизация стиха. Импровизация ритмического рисунка на данный текст. Дети предлагают разные ритмические варианты одного стихотворения. Например: «Где обедал воробей? В зоопарке у зверей». 13. Ритмическая импровизация: - преподаватель или один из детей отхлопывает ритмическую фразу (2 такта в размере 2/4)» другой ребенок повторяет предложенную ему ритмичес¬кую фразу и отвечает «своей» фразой, следующий ребенок повторяет новый двутакт и сочиняет свою ритмическую фразу и т.д. - особый вид импровизации - создание аккомпанемента шумовыми инструментами к прослушанным музыкальным произведениям. 14. Ритмическая «разминка». Дети, глядя на ритмические карточки, которые показывает преподава¬тель, отхлопывают их «умными» ладошками, проговаривая метрические доли: «раз, два». Позже задание усложняется: - дирижирование на 2/4, проговаривая ритмослоги; - отстукивание метрических долей, проговаривая ритмослоги; - отхлопывание умными» ладошками проговаривая метрические доли: «раз, два». Это упражнение можно превратить в игру: закрыть карточки, перевер¬нув их, попросить детей (четырех человек) вытащить по одной из ритмических карточек. Затем дети, как в лото, складывают эти карточки, «выстраивая» 4 так¬та так, как им нравится. Этот четырехтакт отхлопывают все дети, его можно варьировать, меняя местами карточки. 15. Ритмическое двухголосие: - прохлопать двухголосно: первая группа — первую строчку, вторая груп¬па — вторую; - записать по памяти одну из строчек; - поиграть в «Сони» или «Догонялки», то есть исполнить ритмичес¬кий канон. 16. Пение гаммы в разном ритмическом оформлении, различными дли¬тельностями, дирижируя на 2/4. Развитие музыкально-слуховых и музыкально-образных представлений Методические рекомендации Данный раздел программы — интегральный центр, осуществляющий межпредметные связи. Восприятие музыкального языка произведений, испол¬няемых на специальности, хоре, прослушанных в записи на уроке сольфеджио, — вот основа данного раздела, а так как в подготовительной группе обычно учатся дети, занимающиеся на разных инструментах, возника-ет необходимость знакомства с произведениями, разнообразными по испол¬нительскому составу и тембровому содержанию. Эта форма работы, связанная с восприятием, важна в подготовительном классе еще и потому, что расширяет эмоциональную палитру дошкольника. Радость, удивление, волнение, восхищение, интерес, грусть и т. д. — вот та эмоциональная гамма, которая начинает «звучать» на уроках сольфеджио. Ребенок должен научиться не только непосредственно реагировать на прослушанное произведение, но и овладеть навыком словесного определения характера музыкального произведения и его выразительных средств. Воспри¬нятое явление только тогда поднимается до уровня осознания, когда оно обо¬значается дошкольником словесно. Следовательно, одним из необходимых навыков становится навык владения понятийным словарем, который в тече¬ние года расширяется и обогащается: от обозначения своего эмоционального состояния при прослушивании до словесного анализа элементов музыкально¬го языка. Особую роль в развитии музыкально-слуховых представлений играет восприятие общего музыкального пространства, работа над умением диффе¬ренцировать музыкальную ткань по вертикали, анализ красочной стороны созвучий. Все это является начальным этапом в развитии гармонического слуха. В работе с дошкольниками большое значение имеет образно-эмоциональное и ассоциативное восприятие музыкальных явлений. Поэтому знакомство с элементами музыкальной речи – созвучие, интервал, аккорд, лад, метр, размер, регистры, темп, динамика - происходит в опоре на образные ассоциации учащихся. При слуховом восприятии интервалов и аккордов (трезвучий) на начальном этапе рекомендуется воспользоваться образно-ассоциативным методом и в этой связи мелодическое исполнение интервалов и аккордов будет преобладающим. Позднее, на 2ом-3ем году обучения следует ориентироваться на акустические свойства интервалов и аккордов. С этой целью во время слухового анализа желательно уделять большее внимание их гармоническому исполнению педагогом. Процесс восприятия звуков интервала или аккорда проходит следующий путь: - фоническое восприятие (слышат аккорд в гармоническом звучании); - эмоциональное восприятие (реагируют на окраску); - осмысление (интонационное, ладовое); - интонационное воспроизведение (осознанно пропевают звуки, ассоциативную попевку). Возможно использование различных форм ассоциативных попевок, для изучения интервалов, но, главным образом, они должны быть эмоционально выразительно окрашены: «Музыкальный зоопарк» Прима (ч1) - КОМАРИК (показываем указательным пальцем, направление вверх, будто «следим за полётом комара»): Обязательно заостряем внимание детей на унисонном звучании данного интервала. При написании мы видим два звука, а при звучании его слышим единично. следует объяснить ребятам, что данный интервал из всех последующих самый маленький – это расстояние, образующееся при повторе одного и того же звука. Секунды (б2 и м2) – ЛЯГУШКИ, мама - б2, лягушонок - м2. м2 – лягушонок (показываем двумя пальцами одной руки, которые стучат по ладони другой руки, будто «лягушонок прыгает»): Интервал звучит резко, чуть с грустинкой, т.к. лягушонку совсем не хочется домой. б2 - мама-лягушка (показываем двумя руками, чуть подняв их вверх и растопырив пальцы, голову поворачиваем то в одну, то в другую сторону, будто «мама ищет своего малыша и зовёт его»): (Интервал звучит вопросительно, с тревогой). Терции (м3 и б3) - КУКУШКИ, кукушка – б3, кукушонок – м3. м3 - кукушонок (показываем указательным пальцем руки, направляя его то вперёд, то назад, будто «кукушонок выглядывает из гнезда, ища маму и поёт»): Интервал звучит с грустинкой. б3 - большая кукушка (машет руками, будто птица крыльями): Интервал звучит радостно. Кварта (ч4) - ПЕТУШОК (поднимаем руки ладошками вверх, будто поднимаем кого-то): Интервал звучит бодро, призывно. Квинта (ч5) - ОСЛИК (опускаем руки ладошками вниз, будто «ослик остановился»): Можно добавить: «ИА устал, свой хвост искал», вспомнив ослика ИА из мультфильма про Вини - Пуха. Интервал звучит пусто и устало. Сексты - (м6 и б6) - МИШКИ: м6 - медвежонок (покачиваем головой в стороны и при этом грозим пальцем, будто «мишка ругает своих друзей за то, что они попали ему шишкой в лоб»): б6 - большой медведь (руки вытягиваем ухватом вперёд, будто «несём бочонок мёда», при этом чуть раскачиваем корпус в стороны, будто медведь идёт, переваливаясь с ноги на ногу»): м6 звучит с печалинкой, а б6 - мажорно. Септимы - (м7 и б7) - СЛОНЫ: м7 - маленький слоник (руки подставляем к ушам и размахиваем пальчиками, будто «слонёнок машет ушами, приветствуя маму»): Интервал звучит неустойчиво, стремясь внутрь, словно «слонёнок стремится в объятия мамы». б7 - большой слон (поднимаем одну руку ладонью вверх, имитируя хобот слона, при этом выполняем поклоны головой): Интервал звучит неустойчиво, стремясь дотянуться вверх, словно «слон высоко поднимает хоботом тяжести». Октава - (ч8) - ЖИРАФ (поднимаем одну руку вверх ладонью вниз, показывая длинную шею жирафа): Интервал звучит устойчиво, плотно и утвердительно, как «возврат домой». Слуховое восприятие четырех видов трезвучий должно быть подготовленным предшествующей теоретической и интонационной проработкой данного материала и может быть дополнено необходимыми для их узнавания образно-эмоциональными характеристиками: - мажорное трезвучие - звучит компактно, дружно, благодушно, светло; - минорное трезвучие - звучит собранно, печально, мрачно; - уменьшенное трезвучие - звучит как бы «съежившись», напряженно, «пугливо», «скрюченная Бабка Ежка»; - увеличенное трезвучие - звучит таинственно, сказочно, причудливо, напоминает «ледяное царство коварного Кощея». Следует помнить, однако, что на занятиях в подготовительной группе, в силу особенностей восприятия дошкольника, не следует перегружать зада¬ние несколькими поставленными задачами. Одновременный анализ элемен¬тов музыкального языка, связанных с вертикалью и горизонталью, сложен для психики ребенка, поэтому при каждом проигрывании музыкального произве¬дения или его отрывка следует направлять внимание ученика на решение кон¬кретно поставленной задачи (или нескольких однотипных). В зависимости от практической формы и поставленной цели работа над одним произведением может занимать часть одного урока, а может быть рас¬средоточена в нескольких занятиях, если есть необходимость изучения произведения с разных ракурсов. Одно произведение может анализироваться с раз¬ной степенью подробности, например, в начале и в конце года. Время, отводи¬мое на прослушивание, не должно превышать шести минут (от одной минуты в начале года), так как ребенку дошкольного возраста трудно сосредоточить внимание на более продолжительное время. Необходимым условием слухового воспитания становится проблема формирования репертуара прослушиваемых произведений. В классе должны звучать лучшие образцы музыкального искусства, восприятие которых воспи¬тывает у детей хороший вкус. Анализируя музыкальное произведение, ребенок учится внимательно вслу¬шиваться в детали или охватывать произведение в целом - в зависимости от задачи, поставленной педагогом. Этот навык, формируемый на уроке сольфед¬жио, становится ему необходим и на занятиях инструментом, в результате этой работы дошкольник учится контролировать и оценивать свое исполнение. И, наконец, постоянное обращение к «живой» музыке на уроке сольфед¬жио превращает трудный процесс усвоения теоретических дисциплин в непосредственное общение с искусством. К концу учебного курса учащийся подготовительного класса должен уметь определять характер музыкального произведения, жанр, исполнительский со¬став. Анализ элементов музыкального языка и формы должен проводиться с по¬мощью педагога. Следует также развивать у детей творческое начало, которое может про¬являться в создании ярких словесных образов, фантазий, рожденных музыкой. Педагогу необходимо лишь следить за тем, чтобы образное «домысливание» опиралось на конкретные «музыкальные факты». Понятийное, содержание Характер музыкального произведения. Использование слов эмоционально-эстетического значения (весело, бодро, бойко, живо, задорно, игриво, праз¬днично, радостно, ярко и т. д.; грустно, безутешно, жалобно, тоскливо, уныло, задумчиво и т. д.). Понятия повторности и контраста музыкального материала. Вступление и заключение. Двухчастные и трехчастные формы. Куплет¬ная форма. Музыкальный синтаксис: фраза, предложение, цезура. Повторность фраз, вопросно-ответные построения. Образно-ассоциативное восприятие элементов музыкального языка: ладовая окраска (мажор, минор, пентатоника), трезвучия (маж., мин., ув., ум.), простые интервалы с качеством в мелодическом и гармоническом виде. Регистры: высокий, средний, низкий. Общее понятие о фактуре. Типы фактуры: мелодия и аккомпанемент, аккордовая фактура, подголосочная фактура, полифоническая фактура. Агогические оттенки. Динамические оттенки. Музыкальные штрихи. Размер: двудольный, трехдольный. Основные музыкальные жанры: пес¬ня, танец, марш. Разновидности песен и маршей. Танцы: менуэт, гавот, поло¬нез, полька, вальс и др. Понятие о различных музыкальных тембрах. Общее понятие о консонирующих и диссонирующих созвучиях. Формы работы 1. Определение в пройденных песнях: характера, лада, формы. Умение проанализировать мелодию. Степень подробности анализа зависит от объема знаний, усвоенных к этому времени. 2. Прослушивание программной фортепианной миниатюры (например, пьес из «Детского альбома» Чайковского, из цикла «Детская музыка» Проко¬фьева, пьес из фортепианных сборников Артоболевской, Ляховицкой и др.) 3. Определение темпа, характера, формы, используемых регистров. Нахож¬дение связи между характером произведения и ладом. Определение контраст¬ности и повторности частей. 4. Определение жанра прослушанных инструментальных пьес. Указание признаков жанров: темп, размер, характер, особенности фактуры, метроритми¬ческие особенности. Умение различать на слух танцевальный жанры: менуэт, гавот, польку, вальс и другие. 5. Узнавание знакомых тембров в прослушанных ансамблевых и оркес¬тровых произведениях с яркими сольными партиями, например: «Шутка» Баха, «Карнавал животных» Сен-Санса («Слон», «Лебедь»), «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» Чайковского, «Неаполитанский танец» из балета «Лебе¬диное озеро» и другие. 6. Предварительно познакомившись с названиями нескольких пьес, прослушивание их в произвольном порядке и умение определить, что исполнено и в какой последовательности. 7. Узнавание пройденных произведений при повторном прослушива¬нии («музыкальная викторина»). 8. Умение дифференцировать одноголосие и двухголосие на слух. Пример игры: педагог играет музыкальный отрывок, в котором чередуются одно- и двухголосные фрагменты. Дети поднимают карточку с цифрой «1» при звуча¬нии одноголосия, карточку с цифрой «2» при звучании двухголосия. 9. Умение выделить отдельные элементы гармонического языка в музы¬кальной ткани и определить красочную и выразительную роль некоторых ин¬тервалов и аккордов или их сочетания. Например, выразительная роль квартового затакта в мелодии, квинто¬вого бурдона в аккомпанементе, октавных скачков и т. д. 10. Умение дифференцировать консонансы и диссонансы. 11. Определение выразительной роли аккомпанемента. | |
| |
Просмотров: 28690 | Загрузок: 25 | |
Всего комментариев: 0 | |