Что такое компетентностное обучение
12 Мая 10, 07:15
Мы должны признать, что наше образование носит чрезмерно академический и узкопредметный характер: дети не умеют работать с информацией, решая задачи производят только стереотипные действия, плохо анализируют самостоятельно описанную ситуацию, то есть учащиеся не владеют навыками целостного, творческого анализа, не обучены выдвигать гипотезы и проверять их и т.д.

Если мы сегодня говорим о том, что мы должны подготовить ребят к жизни в современном мире, умению ориентироваться в жизненных ситуациях, умению действовать не только в учебной, но и иных сферах деятельности, мы должны признать, что знания, полученные в школе, далеки от жизни, не носят практического характера, не могут выручить в сложной жизненной ситуации. Выпускники не владеют процедурами понимания себя, своего жизненного контекста, среды, приемами сложных и многомерных коммуникаций.

Еще Сухомлинский писал: “Удивительно непонятно, школьник изучает и узнает многое о звездах, морских глубинах, о далеких галактиках и элементарных частицах, о государственном устройстве Древнего Египта и Вавилонии, но не изучает и ничего не узнает о том, что происходит у него в голове, когда он воспринимает и познает окружающий мир, и о том, как воспитать человеческую культуру в самом себе. Ученик знает о быте спартанцев, но не знает, как вести себя в общественных местах, как соотносить свои поступки, желания с интересами других людей”.

Основой массовой школы должен стать деятельностно-компетентностный подход, включающий развитие ключевых и предметных компетенций.

Что такое компетентностный подход?

Он предполагает освоение умений успешно действовать в проблемных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Фактически знания здесь равны комплексу умений для эффективного действия в незнакомых условиях. Знание позволяет действовать, получать желаемый результат. Знание – это посох, который помогает идти дальше.

Таким образом, в компетентностном подходе значение слова “знание” означает владение тем или иным комплексом предметных (специальных) и общих (ключевых) компетенций, позволяющих разрешать проблемные ситуации, при необходимости самостоятельно учиться и достигать общественных или личных целей.

Компетентностный подход – это усиление прикладного, практического характера школьного образования. Теоретические знания должны перестать быть “мертвым грузом”. Компетентностный подход заключается не в увеличении объема информированности учащегося, а в том, чтобы он самостоятельно решал проблемы в новой ситуации. Умения, необходимые для этого, называются компетенцией.

Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

К базовым, ключевым компетентностям относятся:

- информационная – (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем)

-коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми)

- самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы)

- самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность).

Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни.

Исходя из вышесказанного, школа должна способствовать решению следующих методических задач:

- формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий

- формировать навыки самообразования, развивать способности к академической мобильности обучающихся

- формировать умения и навыки критического мышления в условиях с большим объемом информации

- формировать навыки работать в команде, так как идея деятельностного подхода заложена в парной и групповой формах работы. При организации групповых форм работы создаются комфортные условия для развития любого ребенка, снижается уровень тревожности. Зажатые дети раскрываются, появляется уверенность в себе и как результат радость от совместной работы.

- развивать умение формулировать задачу и кооперативно ее решать

- формировать навыки самоконтроля

Помимо общих компетенций определены специальные, компетенции, единые для разных предметных областей: физики, химии, математики, истории и т.д.

Сегодня речь идет не о полной замене существующего содержания общего образования, а о смещении акцентов в оценке значимости тех или иных результатов массового школьного образования. Обучение сегодня нельзя сводить к овладению

простой комбинацией сведений и навыков. Учебный материал должен решать не только учебные задачи.

В чем разница между традиционным и компетентностным подходом?

Деятельно-компетентностный подход предполагает в том числе и ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий составляет основной результат образования.

Для реализации этого положения необходимо:

- использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но по процессу его достижения

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы: анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика

Переход от знаниевой парадигмы к деятельностной необходим для достижения главной цели – раскрытия и развития каждого ученика. Этому способствует развитие процесса интеграции основного и дополнительного образования в урочной и внеурочной деятельности, активные современные методы обучения: деловые игры, проектная и исследовательская деятельность обучающихся, умение работать с проблемой.

“Учителя не смогут восстановить собственную целеустремленность и самоуважение, если будут тосковать по прошлому. Им пора начать думать о будущем мире и готовиться к грядущим колоссальным вызовам”. М. Барбер


Категория: Педагогические технологии | Добавил: Nat21
Просмотров: 8781 | Загрузок: 438 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]