Способ диалектического обучения: учимся на противоречиях
23 Марта 10, 11:56
Мир как единство противоположностей

При самом первом, поверхностном знакомстве со способом диалектического обучения (СДО) может возникнуть предположение, что эта методика годится только для «отобранных», академически одаренных детей. В действительности дела обстоят как раз наоборот: именно те ребята, которых при обычном обучении зачисляют в разряд отстающих, на уроках «диалектического обучения» раскрываются и оказываются наиболее успешными. Как, за счет каких педагогических средств такое становится возможным? Об этом немного позже. А вначале проясним смысл теоретических оснований СДО.
Способ диалектического обучения был разработан красноярскими учеными Анатолием Гончаруком, Валентиной Зориной и Михаилом Ботовым. Сущность способа авторы определили так: «разрешение противоречий, вытекающих из единства противоположностей». Принцип «единства противоположностей» – ключевая идея философии Гегеля. Он утверждал, что всякая вещь в мире существует как единство противоположностей. Вначале противоположности находятся в состоянии, так сказать, «мирного сосуществования», а потом в процессе развития вещи противоположности приходят в состояние противоречия, которое разрешается появлением новой вещи (нового качества).
Например, когда-то на земле жили только холоднокровные животные. Но предпосылка к теплокровности у них уже была: в желудочке сердца находилась часть перегородки, которую природе надо было «достроить». Когда наступило похолодание климата, это «достраивание» произошло, и появились млекопитающие. Они способны сохранять постоянную температуру тела даже в холодной среде.
Итак, по Гегелю, всем вещам в мире свойственна «раздвоенность», с момента появления вещь содержит и что-то иное, противоположное себе. С течением времени это противоречие разрешается путем качественных изменений. Этот процесс выражен в общеизвестном постулате: «противоречия – источник развития». Отсюда вывод: чтобы по-настоящему глубоко познать что-либо, надо увидеть эту вещь в «единстве ее противоположностей». Проблема в том, что большинство людей не замечают противоречий. Мы привыкаем видеть вещи в статичном состоянии, которое не предполагает перемен. И значит, первая задача заключается в том, чтобы научить детей видеть противоречия. А вторая – научить эти противоречия разрешать. По мнению авторов СДО, это и есть путь воспитания культуры мышления.
Предметы «без границ»

Как же научить детей видеть противоречия? Прежде чем говорить об этом, надо ответить на вопрос более общего плана: что мы изучаем, например, на уроках биологии: вещи, явления, природные процессы или мышление о них? Сторонники диалектического способа обучения отвечают: и то и другое. С точки зрения приверженцев СДО, вещь от понятия отделять нельзя, поскольку мир целостен. Между различными вещами, понятиями, процессами существует множество взаимосвязей, взаимовлияний, одно перетекает в другое. Отсюда следует вывод: постичь какую-либо вещь можно только в контексте затрагивающих ее связей и преобразований. А задача педагога – с самого начала задать максимально широкий контекст осмысления той или иной вещи. Этот контекст задается с помощью универсальных диалектических законов развития, а также посредством знаний, полученных различными науками. Диалектика в сочетании с научными знаниями позволяет увидеть любую вещь как часть некой динамично развивающейся системы, например системы живой природы или социальной системы. При этом важно понимать, что выделение подобных систем достаточно условно. К примеру, живую природу изучает биология, но во-первых, не только биология, а во-вторых, чем глубже мы хотим понять что-либо в живой природе, тем больше знаний нам придется привлечь, в том числе и из других наук, которые, казалось бы, никакого отношения к изучаемому феномену не имеют.
Во всех «ракурсах»…

Как же задается подобный контекст на уроке? В средней школе это можно сделать в процессе моделирования. На основе жизненного опыта (представлений) и уже имеющихся знаний ребята моделируют на уроках различные вещи. К примеру, на уроках биологии это может быть построение модели ДНК, скелета человека или корня растения. При этом предполагается, что дети почти ничего не знают о самой вещи (конечно, определенное представление, например о скелете, у детей есть, однако это именно представления), но имеют некоторые знания о системе, в которую эта вещь «встраивается», например, о системе живой природы (если знаний о системе недостаточно, учителю необходимо «достроить» системное видение). Знания о системе позволяют понять функциональное назначение вещи, начать осмысление ее свойств и строения (структурных связей). Вот на этом этапе и обнаруживаются противоречия, например, между свойствами и функциональным назначением, между свойствами и внешней средой. На первых порах учитель помогает ребятам подойти к этим противоречиям с помощью наводящих вопросов и аналогий. И здесь часто бывает полезным привлечение знаний из смежных и «далеких» научных областей.
А разрешить противоречия помогают знание законов диалектики (законы единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество и отрицания отрицания), принципа диалектического единства прямой и обратной связи (то есть воздействия результатов процесса на его протекание), формальная логика (знание о соотношении видовых и родовых понятий) и знание некоторых универсальных принципов, действующих в определенных системах, например, принципа «минимум энергии – максимум информации».
Существует также специальный «алгоритм» разрешения противоречий. Кратко его можно сформулировать следующим образом. Надо сконцентрироваться на самом существенном в противоречии, выделить понятия (объекты, качества, обстоятельства), которые определяют суть противоречия, и попытаться найти выход из него путем подбора качественно противоположного понятия. Конкретный пример подобной работы мы приведем в практической части нашей тематической публикации – в тексте, где рассказывается об уроке, выстроенном на основе СДО.
Здесь же отметим только, что результатом разрешения противоречий становится выведение новых понятий, которые проясняют «природу» вещи и ее роль в системных взаимодействиях.
Вместе со световым лучом…

Еще один принципиальный момент для способа диалектического обучения: урок должен быть построен так, чтобы в работу обязательно включалось и логическое, и образное мышление. Почему это важно?
Дело в том, что «раздвоенность» мира проявляется в том числе и в «структуре» мышления. Как известно, мышление изначально «разделено» на логическое (понятийное) и образное. А вот что менее очевидно: эти разные способы мышления находятся в диалектической связи между собой. Первоначально понятия возникают в языке как некие представления о вещах, как образы вещей. Но это не означает, что понятийное мышление – более высокая ступень развития интеллекта в сравнении с образным мышлением. Поскольку только в их соединении можно постичь мир в многогранности и целостности. Образное мышление помогает передать красоту и неоднозначность явлений, выразить те смыслы, которые трудно уместить в «плоскости» понятия. Образ обогащает содержание понятия, помогая постичь суть вещей. Эту особенность можно использовать на уроках. Например, образ «двуликий водород» помогает донести до ребят суть нехарактерной для химических элементов способности водорода выступать в двух «ипостасях» – окислителя и восстановителя.
Как стать свободным?

Педагогическое кредо учителей, строящих свои занятия на основе СДО: «Все дети от природы – гениальны». Как говорит один из наиболее ярких представителей СДО, учитель биологии Альбина Поляруш: «У нас нет понятий «одаренные дети», «сильные ученики», «слабые ученики». Все дети от природы наделены замечательной способностью мыслить и познавать мир. Ведь жажда познания – видовой признак человека. Это естественная, органическая способность, которая от рождения есть у каждого из нас».
Проблема в том, что многие учителя не развивают, а заглушают мыслительные способности детей, убивая в них веру в свои силы. К сожалению, нередко педагоги выступают в роли «регистраторов»: «У этого ребенка есть какие-то природные задатки – он пойдет в класс «умных», а у этого таких задатков нет…» Поэтому Альбина Анатольевна никогда не ходит к учителям, которые прежде работали с ее классом, с вопросами: кто как учился? на кого сделать упор? Более того, даже если на первых уроках проявляются какие-то различия в подготовке детей, педагог старается не обращать на это внимания: «Да, может быть, в ком-то уже заглушили способность мыслить, но она все равно осталась. И моя главная задача – вновь зажечь эту «тлеющую» искорку». Каким образом?
Самое главное – развеять у детей стереотипное представление об учителе. Надо с самой первой встречи сделать все, чтобы дети увидели: учитель – это самый лучший человек на свете, который хочет нас научить только хорошему! Надо показать, что учитель полностью доверяет детям: доверяет говорить все, что они хотят сказать, даже если это пока еще очень наивные, ошибочные высказывания, доверяет мыслить свободно.
«Ко мне приходят дети, которые прежде учились по обычным методикам, и поначалу я даю им очень простые задания, – говорит Альбина Анатольевна. – И хвалю за всякое мыслительное действие, даже за ошибочное суждение, за «небылицу» какую-то. Потому что прежде всего в человеке надо увидеть человека. Принижать-то и подавлять человеческое мы умеем».
Уже с самого первого занятия педагог предлагает детям самостоятельно ставить себе задачу и самим оценивать: «Сколько ты сегодня, Петя, хочешь баллов заработать? 10 баллов? Хорошо, работай на 10. Вот этот вид работы оценивается в один балл, вот этот вид работы – в два балла, вот этот вид работы – в три балла».
Здесь надо пояснить, что для сторонников способа диалектического обучения главная цель образования не в том, чтобы изучить химию, биологию, математику, историю и другие предметы. Главное – развить мышление ребят, но – на материале химии, биологии, математики… Отсюда особый подход к оцениванию: оценивается прежде всего умение детей задавать вопросы, высказывать критические суждения и возражения, разрешать противоречия. За каждое подобное действие учитель начисляет определенное количество баллов, которые затем переводятся в оценки по определенной шкале.
Параллельно педагог «оснащает» ребят инструментами мышления, учит грамотно строить речевые высказывания. Например, объясняет, как строится вопрос-суждение – одно из стержневых средств способа диалектического обучения.
«И вот эта возможность свободного проявления и развития детской мысли очень быстро приносит свои плоды, – продолжает Альбина Поляруш. – Дети быстро научаются выдвигать гипотезы, задавать вопросы-суждения, обнаруживать и разрешать противоречия. Ведь все это дано человеку от природы, все эти знания и умения подспудно уже содержатся в ребенке. Требуется только некоторое содействие педагога, чтобы все это проявилось. И невозможно описать, как окрыляет ученика сам факт того, что он высказал умную и красивую мысль! Каким важным, каким интересным ребенок начинает чувствовать себя в этот момент. Как однажды сказал один из учеников: «Я даже сам не ожидал, что могу так красиво говорить». Пожалуй, из всех человеческих потребностей самую большую радость приносит удовлетворение потребности в познании».
Каким же учителем надо быть, чтобы успешно применять способ диалектического обучения? «В первую очередь свободным, – отвечает Поляруш. – Если требования чиновников не служат интересам ребенка, от этих требований надо отказываться. Я не могу писать никаких планов урока, никаких программ. Нельзя писать программы на 5–10 лет вперед. Этого не надо делать, чтобы не повторяться, чтобы все время быть в поиске, быть в развитии. Если я провела урок и хорошо его провела, я все равно больше никогда им не пользуюсь».
Как же учителю стать свободным? Вот ответ: «Свободным учитель станет тогда, когда поймет всю полноту ответственности перед Ваней, перед Петей, перед его родителями, перед будущим поколением».



Категория: Педагогические технологии | Добавил: Nat21
Просмотров: 7366 | Загрузок: 293 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]