Из опыта работы Шевченко Светланы Николаевны, учителя начальных классов, МОУ СОШ № 32, г. Краснодар, Краснодарский край, Россия
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ, ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ «РАЗВИВАЙ СЕБЯ»
Пояснительная записка В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. По данным Всемирной организации здравоохранения, только 20% рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему психофизическому состоянию либо занимают пограничное положение между здоровьем и болезнью, либо больны. Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Понятие «задержка» подчеркивает временное несоответствие уровня развития возрасту и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории. В системе психологической помощи детям с задержкой психологического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребёнка, способность направлять свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих.
Процесс психологической помощи – это не разовое мероприятие, а длительное, многоплановое воздействие на личность ребёнка, реализуется с учетом влияния биологических, социально- средовых, психологических факторов.
Одним из важных звеньев в системе психологической помощи детей с проблемами в развитии является психологическая коррекция. Для успешного осуществления психологической помощи педагогу необходима совокупность знаний о способах и средствах проведения коррекции. Отсутствие достаточно разработанных и удобных для практического использования учителем материалов делают его работу мало эффективной, так как в большинстве случаев учитель использует традиционные способы работы со слабоуспевающими учащимися. Эта проблема решается на групповых, индивидуальных занятиях «Развивай себя». Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации проблемы развития познавательной сферы у детей ЗПР. Разработанные коррекционно-развивающие занятия адекватно отражают структуру познавательных способностей: активный словарь, осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками. Характеристика программы Данная программа рассчитана на второй год обучения. Продолжительность занятий 40-45 минут, которые проводятся один раз в неделю. Занятия проходят в группе (до 12 человек). Началу коррекционных занятий предшествует проведение психодиагностического исследования познавательной сферы. В конце учебного года проводится итоговое диагностическое занятие. Реализация программы проводится по тематическому планированию. Оно разбито на 5 блоков. В каждом последующем занятии идет повторение и закрепление предыдущего. Организация занятий проводится по традиционной схеме: эмоциональный настрой, развитие мелкой моторики руки, основная часть, внутри которой релаксация, прощание. В качестве рабочей тетради для учащихся предлагается использовать альбом на печатной основе «Развиваю себя». В конце каждого занятия учащимся предоставляется возможность самим оценить результаты своей работы, закрашивая в конце страницы фишки. Основная цель реализации программы: коррекция и развитие познавательной сферы у обучающихся с задержкой психического развития. Основные задачи реализации программы: • организовать коррекционно-диагностические мероприятия направленные на повышение уровня общего развития обучающихся. • развитие интеллектуальных способностей (мышление); • развитие памяти, внимания, воображения; • развитие познавательной активности; • развитие мелкой и крупной моторики; • сформировать внутреннюю позицию школьника. • снимать утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные со школой; • развивать творческие способности, способствовать их разнообразному самовыражению. Основные методы: игровые, развивающие и коррекционные упражнения, тренинги. Содержание программы I блок Развитие восприятия – 6 занятий Задача учителя заключается в том, что бы помочь ребёнку упорядочить процессы восприятия и учить воспроизводить предмет целенаправленно. На первом этапе обучения взрослый руководит восприятием ребёнка на занятиях, в дальнейшем предлагается план их действий. Коррекционный материал детям предлагается в виде схем, цветных фишек. Программа предлагает использовать упражнения на развитие различных видов восприятия, упражнения, направленные на коррекцию восприятия пространства, времени, движений; на развитие операций восприятия (обнаружение образа, сравнение, опознание, построение образа) и наблюдательности. Для развития восприятия рекомендуются следующие коррекционные задания: • графическое воспроизведение по инструкции взрослого значение некоторых слов; • рисование на отдельном листе деталь предмета, например одну лапу или нос; • рисование фантастических персонажей; • рисование точки в разных комбинациях; • воспроизведение по точкам предмета; • рисование прямых линий; • лепка из пластилина различных форм. II блок Развитие мышления – 6 занятий У детей с ЗПР, недоразвитое наглядно-действенное мышление. Коррекционная работа по формированию наглядно-действенного мышления проводится поэтапно. На первом этапе необходимо формировать у учащихся предметно-практическую деятельность с помощью специальных дидактических пособий. На втором этапе формируется орудийная деятельность (действия с вспомогательными предметами), в процессе специальных дидактических игр и конструирования. Наглядно-образное мышление активно формируется в дошкольном возрасте, его формирование является необходимым условием овладения ребёнком продуктивными видами деятельности (рисование, конструирование). Упражнения, направленные на развитие видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического); мыслительных операций (сравнения, систематизации, классификации, обобщения, анализа и синтеза). III блок Развитие памяти – 8 занятий В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификации, выделение смысловых опор, составление плана. Для развития слуховой памяти целесообразно использовать упражнения с применением вместо наглядного образца словесное описание или инструкцию предлагаемой деятельности. Например, попросить ребенка выполнять конструктивное задание без обращения к образцу, а по памяти; воспроизвести рисунок по смысловому описанию и т.д. Упражнения на развитие процессов памяти: сохранение, запоминание, воспроизведение; упражнения на развитие видов памяти: словесно-логической (образной, зрительной, эйдетической), слуховой, двигательной. IV блок Развитие внимания – 6 занятий Упражнения на развитие свойств внимания: устойчивости, объёма, переключения, распределения, концентрации; видов внимания: произвольного внимания, непроизвольного, послепроизвольного; на снятие напряжения. В занятия включаются специально подобранные упражнения, составленные по мере увеличения количественных заданий и их сложности. Основным условием эффективности будет регулярность проведения упражнений и их положительная эмоциональная окраска. V блок Развитие воображения – 6 занятий Упражнения на развитие воображения: развивающие игры, головоломки, конструкторы, оригами, ниткография, последовательное усложнение предъявляемых проблемных ситуаций, сочинение загадок, сказок, рассказов, создание и развертывание образов воображения, управления сюжетом, прерывание образов, в рисовании, создание новых фантастических образов и ситуаций. К окончанию курса предполагаемый положительный результат: • увеличение объёма кратковременной вербальной памяти; • развитие произвольного и непроизвольного внимания; • развитие мыслительных операций (анализ, обобщение, умение выделять существенные признаки и закономерности); • снижение уровня тревожности и психической защиты; • развитие коммуникативных навыков; • повышение уровня познавательной активности, восприятия • повышение уровня работоспособности.
Тематическое планирование групповых, индивидуальных занятий № Тема занятия Кол – во часов 1. Диагностическое занятие - проверить уровень развития познавательных процессов «Рисунок человека», «Пиктограммы», «Корректурная проба», «Узнавание фигур», «Образная память», «Сравнение понятий». 2 I блок 6 2.1 Развитие восприятия. - развитие зрительного восприятия; формирование умения действовать по правилу; снятие психоэмоционального напряжения; развитие мелкой моторики руки. 2.2 Тренировка восприятия при помощи матрицы. развитие зрительного, слухового, пространственного восприятия; развитие зрительно-двигательной координации; формирование способности оперировать смыслом. 2.3 Развитие восприятия через геометрический материал. развитие пространственного восприятия; снятие эмоционального напряжения; развитие зрительно-двигательной координации; развитие произвольности движений; 2.4 Игры на развитие восприятия: «Футболист», «Кто что сделал», «Невидимые слова» - развитие восприятия, пространственной ориентации, наблюдательности; развитие мыслительных ассоциативных связей; развитие коммуникативных умений; гармонизация отношений в группе. 2.5 Игры на развитие восприятия: «Запомни свое место», «Запретный номер» - развитие зрительного, слухового восприятия, внимания, самоконтроля, воображения; укрепление навыков счета; снятие психоэмоционального напряжения; гармонизация отношений в группе. 2.6 Практическое занятие: игры «Для чего я нужен», «Чудесный мешочек», «Возьми и передай». - развитие слухового, пространственного восприятия; познакомить с бытовыми приборами, их назначением и техникой безопасности при пользовании с ними; 1 3 II блок 6 3.1 Развитие мышления. - развитие логического мышления; развитие зрительно-двигательной координации; развитие наблюдательности; развитие произвольности, концентрации внимания; закрепление умения узнавать геометрические фигуры. 3.2 Коррекция мыслительных операций. - работа по формированию операций классификации и обобщения; развитие зрительного восприятия; формировать способность оперировать смыслом; развитие мелкой моторики руки; 3.3 Развитие мыслительных операций. - развитие наглядно-образного, творческого мышления; развитие способности классификации и сравнения; развитие речевых процессов; развитие зрительно-двигательной координации; развитие внимания и памяти. 3.4 Практическое занятие: игры «Найди тайник», «Подбери слова по смыслу». - развитие образно-логического мышления, пространственного восприятия; формирование умения задавать вопросы; формирование словесно-логических операций; снятие психоэмоционального напряжения. 3.5 Практическое занятие: игры «Игра с бусинками», «Снеговики и матрешки», «Черный ящик». - развитие творческого, логического мышления; развитие мыслительных операций (сравнение, классификация); гармонизация работы в группе; формирование произвольных психических процессов; снятие психоэмоционального напряжения. 3.6 Практическое занятие: игры на развитие мыслительных операций - развитие творческого мышления и воображения; развитие способности детей к воссозданию мыслительных образов; формировать умение удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их, выделять существенные признаки; 4 III блок 8 4.1 «Какая бывает память». - тренировка слуховой, зрительной, словесной памяти; развивать умение видеть образы; развитие различных приемов запоминания; организация взаимодействия работы в группе; снятие эмоционального напряжения. 4.2 Развитие памяти. - развитие объема памяти; развитие восприятия, внимания, физической активности; развитие речевых процессов; развитие мелкой моторики руки. 4.3 Развитие видов памяти. - развитие слуховой и зрительной памяти; знакомство с новым видом запоминания « пиктограммой»; развитие коммуникативных умений; развитие зрительно-двигательной координации. 4.4 Развитие процессов памяти - развитие процессов памяти: сохранение, запоминание, воспроизведение; формирование умения действовать по правилу; развитие зрительно-двигательной координации; развитие физической активности. 4.5 Развитие свойств памяти. - развитие объема и скорости запоминания; развитие мыслительных операций; развитие мелкой моторики руки; снятие психоэмоционального напряжения. 4.6 Практическое занятие по развитию памяти. - развитие познавательной активности; снятие эмоционального напряжения; тренировка произвольного компонента различных видов памяти. 4.7 Упражнения на развитие процессов памяти. - формирование приемов произвольного и опосредованного запоминания; тренировка зрительной, слуховой, словесной памяти; развитие способности к воссозданию мыслительных образов; формирование произвольных психических процессов. 4.8 Тренинг на развитие видов памяти - развитие зрительной и логической, осмысленной памяти; удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать между собой; развивать умение видеть образы; активизация самостоятельной познавательной активности. 5 IV блок 6 5.1 Развитие внимания развитие внимания; развитие мыслительных операций; развитие зрительно- двигательной координации развитие физической активности. 5.2 Развитие свойств внимания. - развитие сосредоточенности, устойчивости, объема, распределения внимания, - развитие мыслительных операций; развитие способности контролировать регулировать ход деятельности; развитие умения работать в группе; снятие физического напряжения; 5.3 Коррекция свойств внимания. - развитие устойчивости и произвольности внимания, - формирование самоконтроля;- развитие мыслительных операций; развитие мелкой моторики руки; развитие умения работать в группе; развитие наблюдательности. 5.4 Тренинговое занятие: «Кто самый внимательный». - развитие сосредоточенности и концентрации внимания;- активизация самостоятельной познавательной активности;- формировать умение следовать инструкции, ориентироваться на заданную систему требований, сознательно контролировать свои действия;- снятие психоэмоционального и физического напряжения. 5.5 Тренинговое занятие «Корректурные пробы». - развитие уровня переключения и объёма внимания;- способствовать развитию наблюдательности.- развитие произвольной сферы ребенка, его возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства. 5.6 Практическое занятие на развитие внимания. - тренировка произвольного внимания и памяти; развитие переключения, распределения внимания; - развитие наблюдательности, самоконтроля; - снятие психоэмоционального и физического напряжения. 6 V блок 6 6.1 Развитие воображения - развитие творческого воображения; развитие внимания; развитие мыслительных операций; развитие физической активности; развитие мелкой моторики руки. 6.2 Развитие творческого воображение. - развитие творческого мышления и воображения; внимания, памяти; формирование способности оперировать смыслом; развитие мелкой моторики руки; развитие способности к воссозданию мыслительных образов; развитие коммуникативных умений. 6.3 Развитие креативного воображения. - тренировка способности фантазировать, творческих способностей; развитие мыслительных операций; развитие произвольности и наблюдательности; развитие памяти. 6.4 Практическое занятие: игры «Простые рисунки», «Каким что бывает?», «Отгадай-ка». - тренировать умение сравнивать, обобщать свойства предметов;- формировать понимание значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету;- тренировать способности творчески и самостоятельно мыслить; - снятие психоэмоционального напряжения. 6.5 Упражнения по развитию воображения. - обучение приемам и способам комбинирования и перекомбинирования образов;- развитие способности включать абстрактные элементы и знакомые фигуры в различные изображения.- развитие умения видеть образы; - снятие психоэмоционального напряжения. 6.6 Тренинг по развитию видов воображения. - развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества детей; - развитие навыков невербального общения;- развитие творческого мышления, воображения, памяти;- упражнять в умение видеть образ;- снятие психофизического напряжения. 7 Диагностическое занятие Цель: - проверить уровень развития познавательных процессов.
|