В последнее время в системе
образования наблюдается стремительное развитие новых форм обучения, а также модификация
традиционных форм. Цель данной статьи – проанализировать тенденции их развития
а современных условиях.Формы обучения можно определить как
механизм[1])
упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а
также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени.Поскольку большинство дидактических
научных работ посвящено средней школе, и в них учебный процесс рассматривается
с позиции учителя («как обучать»), то набор форм обучения в них, как правило,
весьма ограничен: урок, экскурсия и т.п. Причем, самостоятельная работа
учащихся чаще всего рассматривается не как форма, а как метод обучения (?!). В
других работах, например, по дидактике высшей школы рассматриваются специфические
только для этой образовательной подсистемы формы: лекция, семинар, практическое
занятие и т.д. То же можно сказать и о других образовательных подсистемах – в
каждой из них выбирается как бы «своя дидактика», и, соответственно, свои формы
обучения.В нашей же работе в данном случае речь
идет об обучении вообще. Причем
независимо от возраста обучающихся, уровня или вида образовательных программ и
т.п. Поэтому мы попробуем рассмотреть формы обучения во всем их многообразии. Формы обучения могут быть классифицированы
по многим основаниям: