Организация здоровьесберегающего образовательного пространства урока
21 Марта 09, 11:09
Л.А. Кривцова,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 р.п. Линево»

Проблема сохранения здоровья школьников актуальна как для родителей, так и для учителей. Уровень здоровья учащихся зависит в том числе от того, как учитель организует учебный процесс, как строит взаимоотношения с детьми. В своей работе я руководствуюсь идеями доктора медицинских наук, профессора В. Ф. Базарного.
Для улучшения состояния здоровья детей необходимо создание условий для активизации двигательной активности школьников в учебном процессе. Эта задача, по моему убеждению, решается через организацию здоровьесберегающего пространства урока.
Чтобы пространство урока способствовало сохранению и укреплению физического и эмоционального здоровья учащихся, было здоровьесберегающим, учитель должен работать над организацией пространства урока и его расширением.

В нашем классе есть следующая мебель:
  • 13 парт,
  • 4 конторки доктора Базарного,
  • 4 специализированных стола на колесиках, которые можно перемещать по классу (предназначены для организации групповой работы).
Класс разделен на специализированные центры. Центр -- это такая организация учебного пространства, которая создает условия для двигательной активности учащихся на уроке, для индивидуальной, парной и групповой работы; он дает реальную возможность находиться в предметной области и выполнять что-то своими руками.

Специализированные центры в пространстве урока

Центр для традиционной работы образуют парты. Используется для работы в положении сидя.
Центр для групповой работы в положении стоя. Его наполняют четыре стола на колесиках.
Центр для индивидуальной работы в положении стоя. Его образуют маркерные доски, которые крепятся к стене класса с учетом роста ребенка; у каждого ученика своя индивидуальная доска.
Центр для работы в положении стоя. Образуют этот центр четыре конторки доктора Базарного, регулируемые по высоте.
Центр для группового сбора. Его образуют ковёр и небольшие подушечки. Это специализированное место на полу используется для общения детей и учителя в непринужденной обстановке во время урока литературного чтения, для проведения развивающих игр на уроках геометрии, для игр и отдыха на переменах.
Центр «зелёный остров» образует группа растений, стоящих на полу. Это маленький райский садик, место отдыха. «Зелёный остров» не только создает уют, но и дарит гармонию с окружающим миром, расширяет жизненное пространство. Я продумываю, какие растения разместить на «зелёном острове». Эти растения поглощают из атмосферы и перерабатывают внутри себя энергию тяжести, резкости, облагораживают пространство, делают атмосферу более уютной, располагающей и к отдыху, и к творчеству. Растения «зелёного острова» помогают приспособиться организму человека к новым условиям: берегут от простуд, недомоганий при смене атмосферного давления, влажности и температуры воздуха, улучшают качество воздуха в помещении.

Используем мы и прибор по очистке и ионизации воздуха «Сферион», который предназначен для улучшения микроклимата помещений до уровня естественного климата живой природы. При этом обязательно проводится проветривание кабинета согласно санитарным нормам.
Центр «техники» образуют телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, компьютер, измерительные приборы, весы и др.

Специализированные учебные центры позволяют расширять жизненное физическое пространство урока. В пространство урока я ввела режим динамических поз, предложенный доктором В. Ф. Базарным. Использование конторок доктора Базарного -- специализированных учебных мест, индивидуальных маркерных досок обеспечивает оптимальный физиолого-эргономический режим учащихся в условиях телесной вертикали. На 20 учащихся моего класса приходится 4 конторки. Каждый ученик в течение урока работает за конторкой 5--7 минут. Работа на индивидуальных маркерных досках в положении стоя занимает 3--5 минут. Групповая работа ребят за передвижными столами в положении стоя занимает 5--10 минут. Если требуется эмоциональная разгрузка, то её можно провести на ковре у «зелёного острова».

Все учащиеся класса совершают за урок несколько перемещений от одного центра к другому.

Таким образом, создаются условия:
  • для разнообразной учебной деятельности,
  • создания эмоциональных разрядок,
  • активизации двигательной активности учащихся на уроке,
  • чередования положений сидя -- стоя, что способствует профилактике нарушений осанки,
  • реализации физических потребностей ребёнка (потребность в движении).
Расширение физического пространства урока ведет к расширению пространства взаимоотношений.
Положительное влияние на эмоциональное здоровье учащихся оказывает совместная деятельность учащихся и учителя, коллективный диалог. Совместная деятельность выступает, согласно учению Л. С. Выготского, основным условием развития ребёнка. В своей практике я опираюсь на следующий подход к совместной деятельности (СД):
  • вся СД связана с взаимодействиями в малых группах и процессами психического развития ее участников;
  • организацию СД начинаю с парного взаимодействия. Чрезвычайно важно, что общение в парах основано на диалоговой симметричности, на равенстве, полном партнёрстве его участников. Метод работы в парах расширяет возможности активизации работы каждого, работа в парах позволяет каждому выявить свою позицию и быть успешным;
  • после того как освоен механизм работы в парах, приступаю к организации групповой работы. Осваивать взаимодействие в группе ребятам будет легче, если у них будет опыт работы в парах.
Создавая пространство отношений на уроке, я тем самым создаю условия:
  • для сбережения эмоционального здоровья моих учеников,
  • развития эмоциональной сферы ребенка,
  • становления учебного сотрудничества.
Пространство отношений пронизывает мыслительное пространство, которое может сужаться до малых размеров, когда учитель на уроке ограничивается только учебником и доской. Но это пространство урока можно и расширять.
Для расширения мыслительного пространства урока мною используется следующее.
 
1. Нетрадиционные формы организации урока:
  • уроки-экскурсии по математике (авторская технология кандидата педагогических наук проректора по учебной работе Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Т. В. Смолеусовой);
  • уроки-практикумы по математике, которые провожу в классе, на улице, в школьном коридоре, в парке, на спортивной площадке. Уроки-практикумы активизируют двигательную активность учащихся, обеспечивают учебную активность всех учащихся, обеспечивают лучшее понимание и запоминание учебного материала, обеспечивают эмоциональный комфорт;
  • уроки-игры (имитационные) с практической деятельностью;
  • театрализованные уроки вносят в школьные будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют детям проявлять инициативу, способствуют выработке у ребят чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.
Проведение уроков на улице:
  • расширяет все пространства урока;
  • «освобождает детей от длительного сидения за партой, снимает статическое напряжение с вытекающими последствиями для физического здоровья, осанки, зрения»;
  • активизирует двигательную активность учащихся;
  • «позволяет осуществлять математическое образование многосенсорно: вижу, слышу, осязаю, трогаю, двигаюсь, чувствую»;
  • «дает свежий воздух с естественным освещением»;
  • дает «возможность проявления чувств и эмоций детей»;
  • создает условия для эмоционального благополучия ребят;
  • дает детям возможность применять изученный программный материал в реальных условиях на практике (Смолеусова Т. В. Математика вокруг нас: уроки-экскурсии: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2004. 260 с.).
 
2. Включение личного опыта учащихся в учебный материал.
Это включение возможно, если, прежде чем перейти к изучению нового материала, детям задать вопросы:
  • Что вы знаете об этом?
  • Что вы хотите узнать об этом?
 
3. Парная, групповая, общегрупповая формы организации учебной деятельности, которые способствуют:
  • развитию навыков общения,
  • освоению различных социальных ролей в группе,
  • формированию в детях уверенности, чувства ответственности, способности радоваться успехам других людей, что приводит к укреплению и развитию духовно-нравственного здоровья.
4. Дифференцированное обучение. Дифференциация по особенностям восприятия.
По особенностям восприятия выделяют группы визуалов, аудиалов и кинестетиков. На уроке учитель чаще всего использует визуально-аудиальные каналы передачи информации. Поэтому ученик, у которого лучше развит кинестетический канал восприятия информации, попадает в группу риска и испытывает на уроках состояние эмоционального дискомфорта, становится неуспешным. Для преодоления этой ситуации я работаю над тем, как преподносить материал во всех трёх модальностях, ввожу в урок задания, которые ориентированы на кинестетиков.
 
Работая над созданием и расширением пространства урока, я тем самым создаю условия для сохранения и укрепления физического и эмоционального здоровья моих учащихся.


Категория: Педагогические технологии | Добавил: nadezhda | Теги: урок, Здоровьесберегающие технологии
Просмотров: 6717 | Загрузок: 369 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]