Организация здоровьесберегающего образовательного пространства урока
21 Марта 09, 11:09 | |
Л.А. Кривцова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 р.п. Линево» Проблема сохранения здоровья школьников актуальна как для родителей, так и для
учителей. Уровень здоровья учащихся зависит в том числе от того, как учитель организует
учебный процесс, как строит взаимоотношения с детьми. В своей работе я руководствуюсь
идеями доктора медицинских наук, профессора В. Ф. Базарного.
Для улучшения состояния здоровья детей необходимо создание условий для активизации
двигательной активности школьников в учебном процессе. Эта задача, по моему убеждению,
решается через организацию здоровьесберегающего пространства урока.
Чтобы пространство урока способствовало сохранению и укреплению физического и
эмоционального здоровья учащихся, было здоровьесберегающим, учитель должен работать
над организацией пространства урока и его расширением.
В нашем классе есть следующая мебель:
Класс разделен на специализированные центры. Центр -- это такая организация учебного
пространства, которая создает условия для двигательной активности учащихся на
уроке, для индивидуальной, парной и групповой работы; он дает реальную возможность
находиться в предметной области и выполнять что-то своими руками.
Специализированные центры в пространстве урокаЦентр для традиционной работы образуют парты. Используется для работы в положении
сидя.
Центр для групповой работы в положении стоя. Его наполняют четыре стола на колесиках.
Центр для индивидуальной работы в положении стоя. Его образуют маркерные доски,
которые крепятся к стене класса с учетом роста ребенка; у каждого ученика своя
индивидуальная доска.
Центр для работы в положении стоя. Образуют этот центр четыре конторки доктора
Базарного, регулируемые по высоте.
Центр для группового сбора. Его образуют ковёр и небольшие подушечки. Это специализированное
место на полу используется для общения детей и учителя в непринужденной обстановке
во время урока литературного чтения, для проведения развивающих игр на уроках
геометрии, для игр и отдыха на переменах.
Центр «зелёный остров» образует группа растений, стоящих на полу. Это маленький
райский садик, место отдыха. «Зелёный остров» не только создает уют, но и дарит
гармонию с окружающим миром, расширяет жизненное пространство. Я продумываю, какие
растения разместить на «зелёном острове». Эти растения поглощают из атмосферы
и перерабатывают внутри себя энергию тяжести, резкости, облагораживают пространство,
делают атмосферу более уютной, располагающей и к отдыху, и к творчеству. Растения
«зелёного острова» помогают приспособиться организму человека к новым условиям:
берегут от простуд, недомоганий при смене атмосферного давления, влажности и температуры
воздуха, улучшают качество воздуха в помещении.
Используем мы и прибор по очистке и ионизации воздуха «Сферион», который предназначен для улучшения микроклимата помещений до уровня естественного климата живой природы. При этом обязательно проводится проветривание кабинета согласно санитарным нормам. Центр «техники» образуют телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, компьютер, измерительные
приборы, весы и др.
Специализированные учебные центры позволяют расширять жизненное физическое пространство урока. В пространство урока я ввела режим динамических поз, предложенный доктором В. Ф. Базарным. Использование конторок доктора Базарного -- специализированных учебных мест, индивидуальных маркерных досок обеспечивает оптимальный физиолого-эргономический режим учащихся в условиях телесной вертикали. На 20 учащихся моего класса приходится 4 конторки. Каждый ученик в течение урока работает за конторкой 5--7 минут. Работа на индивидуальных маркерных досках в положении стоя занимает 3--5 минут. Групповая работа ребят за передвижными столами в положении стоя занимает 5--10 минут. Если требуется эмоциональная разгрузка, то её можно провести на ковре у «зелёного острова». Все учащиеся класса совершают за урок несколько перемещений от одного центра к другому. Таким образом, создаются условия:
Расширение физического пространства урока ведет к расширению пространства взаимоотношений.
Положительное влияние на эмоциональное здоровье учащихся оказывает совместная
деятельность учащихся и учителя, коллективный диалог. Совместная деятельность
выступает, согласно учению Л. С. Выготского, основным условием развития ребёнка.
В своей практике я опираюсь на следующий подход к совместной деятельности (СД):
Создавая пространство отношений на уроке, я тем самым создаю условия:
Пространство отношений пронизывает мыслительное пространство, которое может сужаться
до малых размеров, когда учитель на уроке ограничивается только учебником и доской.
Но это пространство урока можно и расширять.
Для расширения мыслительного пространства урока мною используется следующее.
1. Нетрадиционные формы организации урока:
Проведение уроков на улице:
2. Включение личного опыта учащихся в учебный материал.
Это включение возможно, если, прежде чем перейти к изучению нового материала,
детям задать вопросы:
3. Парная, групповая, общегрупповая формы организации учебной деятельности, которые
способствуют:
4. Дифференцированное обучение. Дифференциация по особенностям восприятия.
По особенностям восприятия выделяют группы визуалов, аудиалов и кинестетиков.
На уроке учитель чаще всего использует визуально-аудиальные каналы передачи информации.
Поэтому ученик, у которого лучше развит кинестетический канал восприятия информации,
попадает в группу риска и испытывает на уроках состояние эмоционального дискомфорта,
становится неуспешным. Для преодоления этой ситуации я работаю над тем, как преподносить
материал во всех трёх модальностях, ввожу в урок задания, которые ориентированы
на кинестетиков.
Работая над созданием и расширением пространства урока, я тем самым создаю условия
для сохранения и укрепления физического и эмоционального здоровья моих учащихся.
| |
| |
Просмотров: 6717 | Загрузок: 369 | |
Всего комментариев: 0 | |