14 Марта 09, 13:09 | |
Педагог должен увидеть ребенка таким, Е.Ю. Сазонов Мечтой большинства педагогических коллективов и практически любого учителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. К сожалению, и эту следует отнести к разряду еще не исполненных. Но, очевидно, что путь к осуществлению данной мечты – стратегическое направление развития образовательного учреждения. С этой целью усилиями педагогического коллектива МОУ НОШ №39 г. Сургута в 2003-2004 учебном году была разработана Программа развития школы “Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего школьника”. Комплексная Программа состоит из трех этапов и рассчитана на 7 лет (до 2009-2010 учебного года). Одной из главных составляющих личностного похода в учебно-воспитательном процессе являются следующие принципы: самоактуализации, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки, субъектности, индивидуальности. Кратко остановлюсь на значимости двух последних. С точки зрения Е.Н. Степанова, “создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ [2]. В условиях переходного периода – от единой унитарной общеобразовательной школы к многообразию ее видов – очень важно проанализировать опыт, накопленный нашим образованием с учетом задач всеобуча. Следует признать, что советская школа, формировавшая носителей определенных общественных ценностей и идеалов, все же обеспечивала предметную дифференциацию, так как ориентировала своих выпускников на поступление в ВУЗ. В чем новизна (и практическая острота) этих проблем в настоящее время? Для ответа необходимо определиться в самом термине “дифференцированное обучение”. Разделяю мнение И.С. Якиманской о том, что это - “создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности” [4]. Отсюда следует:
Следовательно, исходный пункт в организации такого обучения – раскрытие индивидуальных особенностей (возможностей) каждого ученика в развитии. Именно дифференцированные формы обучения создают благоприятные условия для этого. Должны ли в воспитании и обучении учитываться индивидуальные особенности? Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьезные разногласия. Первая точка зрения: массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику; все дети должны получать одинаковые “порции” учительской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а также старательных, любознательных и ничем на свете не интересующихся. Учителя, работающие творчески, систематически изучают особенности учащихся и обеспечивают индивидуальный подход в вопросах обучения: дифференцируют объем и сложность заданий, регулярно осуществляют помощь слабоуспевающим в учебе, тщательно контролируют выполнение домашних заданий, умеют держать одновременно в поле зрения сильных, средних и слабых по уровню учебной подготовленности учащихся. В представлениях учащихся образование не может и не должно выглядеть только как процесс поглощения, пережевывания знаний. Это еще и проживание чувств, проживание действий, проживание деятельности, спаянных в нечто органически целое, неделимое. Учитель с этих позиций не столько информатор, сколько соучастник, вдохновитель, не только умеющий вести за собой, но и обладающий способностью сопереживать, сострадать успехам и неудачам. Полагаю, что тогда образование приобретает главный социальный смысл – формирование социального образа человека, неповторимой личности, т.е. индивидуальности. Без такого подхода личностно ориентированное образование невозможно. Говоря о принципе субъектности в обучении, Е.Н. Степанов подчеркивает: “педагог стремится строить учебное взаимодействие на основе межсубъектных отношений с учащимися”. Он помогает ученикам осваивать субъектную роль и использовать на уроке свои субъектные полномочия. Учитель организует процесс обучения таким образом, чтобы изучение учебного материала происходило путем актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся. В каком случае возможно достижение такого результата? Где учащиеся должны взять информацию? Такой источник – жизненный (витагенный) опыт ребенка, как бы мал он ни был. Говоря языком науки – необходимо актуализировать (востребовать) витагенный опыт учащихся. Речь идет не о простом соединении школьных знаний с окружающей природой, не о простой реализации принципа наглядности в обучении. Важно не только актуализировать жизненный опыт ребенка, но помогать его обогащению, своего рода “капитализировать” нарастающую массу информации подобно тому, как в банке к сумме вклада приращиваются проценты. А новые проценты исчисляются с учетом этого приращения [1]. Особую роль в индивидуальной поддержке учителя придают ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению статуса ученика, значимости его личных “вкладов” в решение общих задач. Важно поддержать каждое самостоятельное высказывание, творческую инициативу, познавательный интерес. Не менее важно поддержать ученика в его стремлении преодолеть самого себя. Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. С точки зрения И.П. Подласого, “педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности” [3]. В то же время саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности процесса обучения. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода, который предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения поставленных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой. Жизнь подсказывает: образование – прежде всего процесс формирования собственного образа. Это процесс поиска ответа на вопросы “Кто Я?”, “Какой Я?” Не случайно “Я” прописано с большой буквы. Образование – средство актуализации собственного “Я”. Личность воспринимает охотно и прочно запоминает то, что помогает самовыражению. Отбрасывает, борется с тем, что тормозит, мешает. Мысль, высказанная еще К. Роджерсом, но актуальная и сегодня. ЛИТЕРАТУРА 1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.
– М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 192 с. | |
| |
Просмотров: 4768 | Загрузок: 232 | |
Всего комментариев: 0 | |