23 Февраля 09, 18:23 | |
Плющ И. В. кандидат медицинских наук,
заведующая кафедрой охраны здоровья и основ безопасности жизнедеятельности,
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников
образования Основной смысл внедрения любых
инноваций заключается в повышении качества образования. Формально это -
соотношение между целью образования и его реальными результатами. Попытка
отыскать ответ на ключевой вопрос относительно, того какие цели ставит перед
собой современное российское образование, обнажает огромное количество
радикальных проблем, без решения которых невозможно двигаться дальше. К примеру,
если цель начальной школы - научить детей считать, читать и писать, то у нас
образование вполне приемлемое. Если же цель - научить детей учиться и
формировать у них мотивацию к познанию, то сегодня школьное образование
достигает почти нулевых результатов. Темпы нарастания знаний в обществе
удваиваются каждые 7-10 лет. Ни школы, ни высшие учебные заведения не могут
изменять программы с такой скоростью (Валерий Лазарев, директор Института
инновационной деятельности в образовании Российской академии образования). Ассоциативно-репродуктивная
система образования (когда нужно сначала запомнить некоторый объём информации,
а после суметь его воспроизвести) катастрофически устарела еще в первой
половине ХХ века. Сегодня необходимо сделать школьника учащимся, научить его
«культуре думания» и не только сохранить у него мотивацию к обучению на
протяжении всей жизни, но и выработать понимание - для чего ему нужен тот или
иной предмет. Специалисты, вплотную
занимающиеся проблемой усовершенствования образования, по-разному
классифицируют инновации. Так, Валерий Лазарев в своих работах разделяет все
образовательные инновации на системные, модульные и локальные. По его мнению,
системные инновации подразумевают принципиальную перестройку существующей
образовательной модели, модульные -- способствуют изменениям лишь в некотором
сегменте образовательной системы (например, в целостном курсе естественных наук
или во всей начальной школе), а локальные -- представляют собой внедрение
какой-либо новой технологии или нового учебника в деятельность отдельного
преподавателя, учителя или группы специалистов. Таким образом, наиболее
сложными и наиболее необходимыми сегодня являются именно системные
нововведения. Несколько иначе представляется
эта проблема декану Московской школы управления СКОЛКОВО Вилфриду Ванхонакеру.
По его мнению, в понятии «инновации в образовании» имеет смысл выделить три
ключевых измерения: инновации в содержании, инновации в стратегии и инновации в
процессе. При этом инновации в содержании предполагают разработку и внедрение
новых предметов, изучение новых тематик. Инновации в стратегии представляют
собой создание новых концепций, моделей, структур образовательной деятельности.
И наконец, инновации в процессе относятся напрямую к тому, каким образом
происходит передача знаний, какие технологии используются. Несмотря на различия в
классификациях и типологиях инноваций, их цель - создание модели образования,
ориентированной преимущественно на максимальное развитие творческих
способностей и создание сильной мотивации к саморазвитию индивида на основе
добровольно выбранной «образовательной траектории» и области профессиональной
деятельности. Обратим внимание на приоритет профессионального развития. Школа
сегодня не ставит задач формирования поло-ролевого поведения, способствующего
созданию семьи, ответственного родительства, обеспечивающего
здоровьеформирующие условия развития ребенка в семье. Путь инновационных изменений
ставит школу перед необходимостью решать целый ряд проблем, в том числе
проблем, связанных с обеспечением безопасности нововведений для всех участников
образовательного процесса, встраивания инноваций в уже существующие системы
отношений, обеспечения запланированного конечного педагогического результата не
посредством перегрузок и потери здоровья. В данном случае здоровье
рассматривается как цена качества образования (учить, не ухудшая здоровье). Кроме того, инновационные
преобразования в школе позволяют взглянуть на здоровье как на условие
обеспечения качества образования. Будет здоровье - будет педагогический
результат. Здоровье рассматривается как ресурс воспитания и развития социально
адаптированной, конкурентоспособной, творческой личности. Когда мы рассматриваем здоровье
как цену и условие качества образования, эффективность здоровьесберегающей
деятельности оценивается с точки зрения её влияния на результаты образования,
снижения риска возникновения неблагоприятных последствий при введении инноваций
в систему работы образовательного учреждения. Вместе с тем, в последнее время
всё чаще здоровье рассматривается как самостоятельный образовательный продукт,
цель и результат образования. Здоровье формируется и развивается в процессе
обучения. Такой подход имеет огромные возможности. Вставая на этот путь,
следует понимать, что он требует нового взгляда на качество здоровьесберегающей
деятельности, изменения диагностического инструментария, поиска новых подходов
вовлечения семьи в инновационные и здоровьеформирующие процессы, конечной целью
которых является повышение качества образования. Ответить на вопрос «Что такое
качество образования?» непросто. Можно привести лишь некоторые суждения,
имеющие отношение к пониманию того, что это такое. Качество образования
понимается в целом как: -- степень достижения
поставленных в образовании целей и задач или степень соответствия цели и
результата образования, -- степень соответствия
характеристик образования стандарту (норме), -- степень удовлетворения
ожиданий различных участников процесса образования (семьи, работодателей) от
предоставляемых образовательными учреждениями образовательных услуг. Развивая эти позиции, качество
образования можно описать комплексом критериев, включающим не только достижения
участников образовательного процесса, зафиксированные как результат на выходе,
но и качество целей и норм образования, качество созданных для него условий,
качество функционирования учебно-воспитательного процесса (см. рисунок). Таким образом, структурированный
анализ здоровьесберегающей деятельности позволяет оценить качество любых
инновационных преобразований в образовательном учреждении -- будь то инновации
на уровне локально действующего педагога, модульные или системные инновации в
содержании, стратегии или образовательном процессе. В конечном итоге, здоровье
во всех его аспектах (физическое, психологическое, социальное,
духовно-нравственное) является той ценностью, которая способна выполнять роль
системообразующего фактора в многообразной инновационной деятельности любой
образовательной системы, в том числе в развитии школьно-семейных отношений. | |
| |
Просмотров: 2774 | Загрузок: 261 | |
Всего комментариев: 0 | |