Иногда кажется, что старшеклассники – наиболее благополучная в педагогическом смысле категория учеников. Наиболее поддающаяся нашим учительским ухищрениям, потому что заинтересована, во-первых, в приличном аттестате, а во-вторых, все-таки в знаниях, ибо большинство собираются куда-нибудь после школы поступать. И мы часто по привычке рассматриваем старшую школу лишь как место усиленной подготовки в вуз. Редко при этом обсуждая с молодым человеком, почему он именно этот институт выбрал. А вдруг он ошибся, выбрал по инерции, по лени, по дружбе, по совету старших? По чужому интересу, потому что своего толком еще нет. Может быть, именно на это, на рождение в душе каждого подростка собственного интереса в жизни, должны быть направлены усилия педагогов? И вообще необходимо почаще обращать внимание на мотивацию к деятельности у старших подростков, их систему ценностей, эмоциональное состояние. Но стоит нам согласиться с этим, как окажется, что в сетку расписания занятий старшеклассников должны быть включены не только академические предметы, безусловно необходимые, но и индивидуальная и групповая проектная работа, и так называемая социальная практика, позволяющая молодым людям ориентироваться среди открывающихся возможностей взрослого мира. А к усилиям преподавателей должны добавиться усилия консультантов, тьюторов, социологов, психологов. Словом, школьное пространство должно сильно расшириться, практически совпав с пространством родного города.
|