В гостях у музыки композитора М.П. Мусоргского
24 Апреля 17, 16:14 | |
Павлов Лев, ученик 1 класса МБУ ДО "Детская школа искусств" МОУ Гимназия городского округа Нижняя Салда Свердловской области Руководитель: Осипова Марина Борисовна, зам. директора по НМР Данную работу следует считать учебной исследовательской, поскольку в ней ученик изучил историю создания известного произведения М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов», а также выяснил, какие выразительные средства использовал композитор для создания музыкальных образов в этом произведении. Ученик нашел в Интернете аудиозаписи «Балета невылупившихся птенцов» в исполнении на разных музыкальных инструментах, и, неоднократно прослушав каждую из них, смог выявить не только своеобразие исполнительских приемов, характерных для того или иного инструмента, но и общие черты. Это позволило ему аргументированно отметить особенности музыкального языка, ярко характеризующие способ воплощения авторской идеи композитора. Есть и творческая составляющая: 2 рисунка ученика, созданные им под впечатление прослушанной музыки. Слайд 1 Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – знаменитый русский композитор XIX века, оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства. Слайд 2 Родился Модест Петрович 16 марта 1839 года в имении родителей, Торопецкого уезда, Псковской губернии. Детские впечатления и воспоминания определили направление и характер его творчества: часто няня рассказывала ему русские народные сказки, и он на эту тему музицировал на фортепиано. Произведения М.П. Мусоргского наполнены лирикой русской народной песни, но сам он редко пользовался подлинными народными мотивами. Модест Петрович успешно закончил школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров (в те годы дворяне часто отдавали сыновей в такие школы). Интересно, что однажды в школе был организован концерт, и его товарищи с восхищением слушали, как он с увлечением и интересом импровизировал на рояле. А через некоторое время он удивил товарищей другим сюрпризом, посвятив им польку «Подпрапорщик». Слайд 3 Начав военную службу, Модест Петрович Мусоргский все же решает оставить ее после встречи с композитором А.С. Даргомыжским, в доме которого он знакомится с замечательными музыкантами: М.А. Балакиревым, А.П. Бородиным, Н.А. Римским-Корсаковым, Ц.А. Кюи и другими будущими членами «Могучей кучки» (творческого содружества передовых русских композиторов). Эти знакомства сыграли огромную роль в дальнейшей судьбе Мусоргского, и постепенно главным в его жизни становится музыка [2]. Талантливый русский композитор с непростой судьбой навсегда останется в памяти любителей музыкального искусства автором своих знаменитых произведений: «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка» и многих других. Слайд 4 В конце 1870 года, в доме В. Стасова, М.П. Мусоргский познакомился с 36-летним художником В. Гартманом, и между ними установились теплая дружба и взаимное уважение. Виктора Александровича отличали стремление к русской самобытности и богатство воображения. Слайд 5 Неожиданная смерть Гартмана летом 1873 года в возрасте 39 лет потрясла Мусоргского до глубины души. «Что за ужас, что за горе!» - писал он В.В. Стасову. Чтобы почтить память художника, Владимир Васильевич Стасов вместе с председателем Общества архитекторов Созюром в феврале 1874 года с большим трудом организовал в Петербурге выставку произведений В. Гартмана, где были собраны архитектурные проекты, чертежи, эскизы театральных декораций и костюмов к русским операм, а также рисунки и наброски. Всего около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет. Слайд 6 На выставке было много зарисовок, привезенных из заграничных путешествий: работы маслом, акварели, зарисовки с натуры, включая и некоторые изделия, сделанные руками художника, например, щипцы для раскалывания орехов, часы в виде избушки на курьих ножках и т. п. Выставка произвела огромное впечатление на М.П. Мусоргского, и послужила толчком к созданию «музыкальной прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Мусоргский не раз обошел всю выставку. Всматриваясь в работы друга, он загорелся страстным желанием запечатлеть его «картинки» в своей музыке. Слайд 7 Модест Петрович решил написать программную фортепианную сюиту (понятие рассмотрено в приложении № 1) с рабочим названием «Гартман» по произведениям покойного художника. Окончательно замысел сложился летом 1874 года. Получилась серия «музыкальных» картин, которые лишь немного напоминают увиденные произведения; Слайд 8 в основном же пьесы стали результатом свободного полета фантазии композитора. Весь цикл «Картинки с выставки» был написан всего за три недели с 2 по 22 июня 1874 года. Слайд 9 Из множества экспонатов выставки композитор отобрал всего десять. И создал музыку, которая по своей выразительности намного превосходила достоинства произведений Виктора Гартмана. Слайд 10 «Картинки с выставки» с подзаголовком «Воспоминание о Викторе Гартмане» были подготовлены композитором к печати летом 1874 года, но опубликованы только в 1886 году, уже после смерти композитора в редакции Н.А. Римского-Корсакова. Еще несколько лет понадобилось для того, чтобы это произведение вошло в репертуар пианистов. Слайд 11 Позвольте загадать загадки, которые помогут догадаться, о чем и о ком пойдет речь дальше. Вы правы: верные отгадки - петух и цыпленок (птенец). Кстати, 2017 год по восточному календарю ГОД ПЕТУХА(!?!). Слайд 12 Идеей создания пьесы «Балет невылупившихся птенцов» послужили эскизы Виктора Гартмана к костюмам для балета Юлия Гербера «Трильби» в постановке М. Петипа в Большом театре в 1871 году. В «Трильби» был эпизод, в котором, как писал В.В. Стасов, выступала группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряженных канареечками. Французский подзаголовок В.В.Стасова можно перевести буквально, как «Балет птенцов, танцующих в своих яйцах (яичных скорлупках)». Всего Гартман создал 17 эскизов костюмов, но до наших дней сохранились только 4. Надо отметить, что учеников балетной школы художник представил на рисунке в юмористическом ключе: на эскизе изображены балерины в костюмах канареек со скорлупками, которые как доспехи прикрывают их слабенькие тела. Осторожно переступая ножками, птенцы стараются освободиться от скорлупы и вырваться на свет. Даже тема «Прогулки» звучит измененно: в высоком флейтовом регистре, уже подготавливая к «Балету невылупившихся птенцов». Слайд 13 М.П. Мусоргский не просто создает музыкальную иллюстрацию, он фантазирует. В презентации представлен фрагмент мультфильма «Картинки с выставки», созданного в 1984 году на киностудии «Союзмультфильм», который включал «Избушку на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов» и фрагменты «Прогулки» в исполнении Святослава Рихтера. Автор сценария и режиссер - Инесса Ковалевская. Кстати, обратившись к словарю, читаем: слово «балет» происходит от итальянского «ballo», что значит «танцую». Трудно не согласиться, что музыка Мусоргского очень красочна и живописна. Композитор стремился к «картинности» своей музыки, считая, что благодаря этому его сочинения станут более доходчивыми для слушателей. Эту забавную пьесу Модест Петрович назвал скерцино – что значит маленькое скерцо (в переводе – ШУТКА, а точнее – ШУТОЧКА). Слайд 14 Какими словами можно рассказать о поведении маленьких птенчиков? Танцуют, играют, копошатся, дерутся… Какие же они потешные: так смешно потряхивают маленькими мокрыми, еще не обсохшими крылышками, переминаются с лапки на лапку и тихонечко попискивают тоненькими голосами. Вся музыка наполнена остренькими и будто дрожащими нотками. В музыке изображены быстрые, но неуклюжие, а потому смешные движения птенцов: прыжки и спотыкающийся бег, их нежное щебетанье и писк. Понемножку, постепенно учатся прыгать и взмахивать крылышками эти маленькие, еще не до конца вылупившиеся птенчики. Почти каждый такт украшен огромным количеством форшлагов и трелей, имитирующими птичий щебет – яркий пример звукоизобразительности. «Балет невылупившихся птенцов» – это легкий, веселый, очаровательный, грациозный и немного беспорядочный танец с причудливыми гармониями. Слайд 15 Чтобы описать художественный образ, настроение и характер музыки был использован «Словарь эстетических эмоций» В Ражникова. Итак, музыка «Балета невылупившихся птенцов» звучит не только жизнерадостно, весело, светло, счастливо, звонко, блестяще, легко, игриво, бойко, задорно, бодро, ярко, живо, напористо и шумно; но и неловко, неуклюже, угловато, шутливо, затейливо, шутовски, насмешливо, иронически… А вообще-то кто танцует? Это танец яиц или танец птенцов? которые еще не успели вылупиться до конца… Слайд 16 Музыка М.П. Мусоргского помогла мне представить и нарисовать своих птенцов, она подсказала, как раскрасить их, какие подобрать цвета. На моих рисунках (приложения № 3 и 4) вы можете увидеть и яйца, и уже вылупившегося петушка-задиру, и птенчиков, которые разбрасывают уже ненужную и затрудняющую их движения скорлупу. Да и характеры у них очень разные. Если посмотрим вокруг, то увидим, что люди так не похожи друг на друга, все разные… нам ведь и музыка показала это. Слайд 17 Для определения музыкальной формы произведения мне нужно было ответить на несколько вопросов: - А всегда ли одинаково звучала музыка этой пьесы? - Были ли в ней изменения? - На сколько частей можно разделить эту музыкальную картинку? - Есть ли одинаковые части? - А как они располагаются? Я даже попытался с помощью букв составить схему пьесы. Получилось АВА. Значит, пьеса «Балет невылупившихся птенцов» построена в трёхчастной форме. Мне показалось, что три части можно четко услышать при исполнении пьесы М.П. Мусоргского квартетом русских народных инструментов «Парафраз», в составе которого есть мой любимый баян (в сентябре 2016 года я поступил в детскую школу искусств и начал учится играть на этом русском народном инструменте). В первой части мелодическая линия остроумно сочетается с птичьим щебетом и с изображением легких и неуклюжих подпрыгиваний и взмахов. После крещендо и яркой кульминации с задержкой на певучей ноте в верхнем регистре первая часть повторяется сначала. Затем следует более сдержанная по ритму вторая часть (трио). В средней части танец становится более плавным и размеренным, он сопровождается переливающимися трелями в верхнем регистре. Затем происходит точный повтор первой части – это особенность трехчастной формы. А что же происходило в средней части? Как будто появился новый герой… По-моему, музыка рисует молодого петушка-задиру, который вылупился чуть раньше остальных и теперь важно вышагивает перед ними, похваляясь красивыми перышками и нарядным хвостом. Цыплята любуются им, но затем… А что же дальше? Что происходит, когда повторяется музыка первой части? Наверное, только что вылупившиеся птенчики мечтают, что когда вырастут, тоже станут такими же красивыми и важными, а пока… избавляются от скорлупы и продолжают двигаться так же неуклюже, но весело… Слайд 18 Интересно, как и какие элементы музыкального языка М.П. Мусоргский использовал при создании «Балета невылупившихся птенцов»? Для создания яркого музыкального (художественного) образа этого произведения Модест Петрович использовал: - высокий регистр, - причудливый ритм, - много хроматизмов, - быстрый темп. Птенцы очень забавно двигаются, потому что еще не совсем избавились от скорлупы, остатки которой уж очень похожи на балетные костюмы (пачки). А может это вообще механическая игрушка? Слайд 19 Мелодия крайних частей какая-то угловатая и неуклюжая. Я даже не сразу понял тональность: мажор или минор. Только прослушав несколько раз, убедился – мажор. Чирикающие форшлаги и секунды, восходящие пассажи и хроматизмы в быстром темпе, повторяющиеся ноты и непрерывное ритмическое движение создают ощущение суетливости. Мне даже кажется, что я иногда слышу треск скорлупы... А как же называется танец, который исполняют маленькие птенчики? И хотя я пока знаю не очень много танцев, их танец больше всего похож на польку. По характеру и по настроению. Слайд 20 «Картинки с выставки» написаны Модестом Петровичем Мусоргским для фортепиано. Оказывается, даже тембр одного инструмента может «рисовать» такие разные, даже контрастные образы. Позднее сюита неоднократно аранжировалась различными композиторами для оркестра и обрабатывалась в самых разных музыкальных стилях. В 1922 году Морис Равель закончил оркестровку «Картинок с выставки» М.П. Мусоргского, ставшую лучшей среди других. Слайд 21 Для меня исполнение «Балета невылупившихся птенцов» симфоническим оркестром очень интересно, т.к. в 2016-2017 году, работая над проектом «Путешествие в мир инструментов симфонического оркестра» (на примере симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»), я познакомился с тембрами и «образными» возможностями инструментов симфонического оркестра. Завершая презентацию, предлагаю послушать «Балет невылупившихся птенцов» в исполнении Государственного академического симфонического оркестра России имени Евгения Светланова под руководством Алана Бурибаева. Необычно и интересно сопровождение звучания оркестра песочной анимацией Артуром Кирилловым прямо на концерте.
Предварительный просмотр | |
| |
Просмотров: 2130 | Загрузок: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |