Исследовательская работа "Число π"
02 Февраля 15, 05:58 | |||
Васильева Татьяна МОБУ «Лицей №5» г. Оренбурга Голева Елена Олеговна, учитель математики и информатики МОБУ «Лицей №5» г. Оренбурга Исследовательская работа «Число π»Номинация: Общеобразовательная школа В данной работе освещены основные вопросы математики, связанные с
замечательной константой π. Теоретический материал иллюстрирован
приложениями. Практическая часть работы представлена подборкой и
решением интересных задач, связанных с этим числом. А также особое
внимание уделено опросу, показавшему, что число π знакомо учащимся
разных возрастов и вызывает у них положительные эмоции.
Введение 3 Глава 1 Число π 4 1.1 История 4 1.2 Определение числа π 7 1.3 Задача о квадратуре круга 8 1.4 Замешено ли число π в природных структурах? 10 1.5 Нормально ли число π? 11 1.6 Интересные факты 14 1.7 Способы запоминания 17 Глава 2. Задачи, связанные с числом π 20 Глава 3. Опрос «Что я знаю о числе π?» 23 Заключение 25 Список литературы 26 Приложения 27 Введение Числа много тысячелетий назад вошли в жизнь и быт людей. Человек их использует не только при счёте и вычислениях, он придумал различные игры с числами и шарады. Некоторые числа наделил сверхъестественными свойствами, например, такие как 13, 666. Среди бесконечного множества чисел существует особенное, и не только для математиков, число π. Это число имеет свое собственное обозначение, так как его нельзя записать точно с помощью цифр. Число 3,14 лишь одно из приближённых значений числа π. Для точного определения этого числа не хватило бы и триллиона десятичных знаков (приложение 1). Математиками изучена последовательность цифр числа π, и выяснено, что все цифры в нем встречаются с одинаковой частотой. Это число может заворожить своей непокорностью. Ему удавалось в течение тысячелетий держать в плену мысли и чувства не только математиков и астрономов, но и философов и художников. Тратились годы для вычисления нескольких десятичных знаков числа π. Имея огромное применение в математике, эта мировая константа встречается повсюду. Она присутствуют в формулах, описывающих не только математические, но и физические, химические, биологические процессы. Цель проведенного исследования: создать целостное представление о числе π и выяснить, в какой степени учащиеся разных возрастов нашего лицея знакомы с ним. В связи с этим ставились следующие задачи: 1. Изложить o историю вопроса, o проявление числа π в математике, окружающей жизни. 2. Подобрать и решить задачи, связанные с числом π. 3. Провести опрос «Что я знаю о числе π?» среди учащихся 5-9 классов и проанализировать результаты. Глава 3. Опрос «Что я знаю о числе π?» Стал думать, как я здесь очутился. Оказалось: стал думать. Владимир Казаков. Ошибка живых Целью данного исследования было выявление глубины знаний учащихся 5-9 классов о числе π. Для этого был создан небольшой опросник, содержащий следующий материал: Обведи правильный вариант ответа 1. Что такое число π? а) натуральное число б) десятичная дробь в) отношение длины окружности к ее диаметру 2. В какой теме на уроках математики мы впервые встречаемся с числом π? а) окружности б) десятичные дроби в) действия с натуральными числами 3. Каково самое известное приближение числа π? а) 2,7 в) 3,14 б) 3 г) 1 4. Кто из великих ученых первым предложил способ вычисления числа π? а) Пифагор в) А. Эйнштейн б) Архимед г) Гиппократ 5. Когда празднуется день числа π? а) 3 апреля в) 2 июля б) 14 марта г) 29 февраля Спасибо! В ходе исследования были опрошены 152 учащихся 5-9 классов, среди них 5 класс – 51, 6 класс – 21, 7 класс – 28, 8 класс – 25, 9 класс – 27 учащихся. В результате, наиболее простым вопросом для участников опроса оказался №3 «Каково самое известное приближение числа π?» (Приложение 5). Здесь 100% учеников 7, 8 и 9 классов ответили правильно: 3,14. Ученики 6 класса дали 19 верных ответов (91%) и 5 класса – 32 (63%). Вторым по популярности стал вопрос №2 «В какой теме на уроках математики мы впервые встречаемся с числом π?» (окружности). Общее количество правильных ответов– 114 (77%). Затем вопрос №1 «Что такое число π?» (отношение длины окружности к ее диаметру) – 106 (71%). Однако здесь практически во всех параллелях произошла некоторая путаница, не смотря на то, что эти два вопроса непосредственно связаны друг с другом. Пятиклашки оказались достаточно стабильны, дав на эти вопросы сравнительно одинаковое количество верных ответов – 34 и 35 (67% и 69%) соответственно. Лучшие знания по этим вопросам показали 6-классники – 95% и 81%, а вот 7-классники, наоборот, 64% и 50% соответственно. Вопрос №5 о праздновании дня числа π немного смутил большинство опрашиваемых. При ответе на этот вопрос многим помогла логика. Верные ответы дали: 86% - 7 класс, 74% - 9 класс, 53% - 5 класс и по 48% в 6 и 8 классе. Наибольшее затруднение вызвал вопрос №4. Большинство опрошенных учащихся считали, что первым предложил способ вычисления числа π именно Пифагор, а не Архимед. Общее количество правильных ответов составило 34% (от 26% в 9 классе до 43% в 7 классе). В целом результаты опроса можно признать удовлетворительными. Хоть и не всегда был виден прогресс в ответах более старших ребят. Об объективности ответов сложно судить, так как многие отвечали на некоторые вопросы интуитивно. К примеру, вопрос о приближении числа π или о дне числа π. Но, с другой стороны, такой подход свидетельствует о способности учащихся мыслить, логически рассуждать. Заключение В данной работе освещены основные вопросы математики, связанные с замечательной константой π. Это величина, которая имеет интересную и богатую историю. Она обзорно представлена в работе. Теоретический материал иллюстрирован приложениями. Практическая часть работы представлена подборкой и решением интересных задач, связанных с этим числом. А также особое внимание уделено опросу, показавшему, что число π знакомо учащимся разных возрастов и, кстати, вызывает у них положительные эмоции. Историко-научный материал, изученный в процессе работы над заявленной темой, убеждает, что не случайно среди бесконечного разнообразия чисел именно число π пользуется особой славой: о нём пишут стихи, о нём сочиняют афоризмы, его изображают на полотнах (приложение 8, 9) и, конечно, очень показательно, что в Сиэтле (США) на ступенях перед зданием Музея искусств находится памятник этому замечательному числу (приложение 6). Список использованной литературы 1. Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков. – М.: Просвещение, 1971. 2. Виленкин Н.Я. Функции в природе и технике. – М.: Просвещение, 1985. 3. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. – М.: Мир, 1999. 4. Гарднер М. Математические досуги. – М.: Мир, 1995. 5. Жуков А.В. Вездесущее число π. – М.: ЛКИ, 2007. 6. Жуков А.В. О числе π. – М.: МЦНМО, 2002. 7. Звонкин А. Что такое π. // Квант. – 1978. – № 11. 8. Калейдоскоп Замечательные числа. // Квант. – 1987. – № 4. 9. Калейдоскоп Число π. // Квант. – 1996. – № 6. 10. Кымпан Ф. История числа π. – М.: Наука, 1987. 11. Перельман Я.И. Живая математика. – Екатеринбург.: Наука, 1967. 12. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. – Екатеринбург.: Наука, 1967. 13. Рыбников К.А. История математики. – М.: Издательство Московского Университета, 1960. 14. Фельдблюм Б. О самом важном в математике. – Л.: Детская литература, 1969. 15. mathworld.wolfram.com | |||
| |||
Просмотров: 2124 | Загрузок: 6 | |
Всего комментариев: 0 | |