12 Марта 10, 14:49 | |
Трудные, но благодарные Социальная и этническая сегрегация (принудительное отделение. – Ред.) – штука неприятная, но реально существующая. Есть школы, куда закрыт доступ бедным, или слабым, или нерусским, или, наоборот, русским. А есть школы, которые, чтобы выжить, собирают всех. В Петербурге, например, не редкость школы, где в младших классах 80% иноэтничных детей. Они плохо говорят по-русски, не знакомы с культурой страны, у них трудности в обучении, но их родители хотят, чтобы дети получали образование в России. Изучали симпатии и антипатии детей. Оказалось, что этнические русские нейтральны в выборе детей, с которыми они хотят иметь дело, а иноэтничные дети избирательны. Но избирательность эта не этническая, а миграционная: дружат вместе армяне, азербайджанцы, дагестанцы: «Все мы с Кавказа, у нас похожие обычаи». Или дети из Средней Азии: узбеки, таджики, туркмены. Или: «Все мы мусульмане». Если их мало и они разные – все равно создается иммигрантская коалиция. Дети пытаются конструировать идентичность. В ходе исследования случилась и такая коллизия: девочка-азербайджанка пишет в опроснике, что она русская. Учительница ее поправляет: какая же ты русская, пиши правильно. А она: «Русская, конечно, потому что скоро получу российский паспорт и стану гражданкой Российской Федерации». Очевидно, у девочки гражданская концепция национальности. Интересно, что иноэтничные родители не хотят, чтобы дети ходили в национальные школы, предпочитают смешанные. Им жить в этой стране, пусть осваивают ее культуру и обычаи. Всеми силами они поощряют освоение детьми русского языка, хотя сами зачастую говорят на нем очень плохо. Тем не менее данные показывают: в половине иноэтничных семей дома стараются говорить по-русски, заставляют детей читать русские книги. Держатся русского языка не только потому, что успеваемость детей зависит от знания его. Школа, как показало исследование, считается очень важным местом. Все, что она требует – поведение, одежда, питание, – признается важным и легитимным. Для многих неработающих мам школа – окно в мир другой культуры. Они охотно ходят в школу, вникают в ее заботы, помогают учителям, даже устраиваются на подработку гардеробщицами или техслужащими. Срабатывает антропологический закон: образование и работа матери для развития ребенка важнее, чем образование и работа отца. Интересно, что в опросе «за и против школы» именно дети мигрантов отметили уважение и конформность в отношении школы. Они же в большинстве своем – за интерес к образованию, который не ограничивается школьными нормами. Пропуски школы при переезде – одна из тем опросов данного исследования. Психологи уверены, что любая нестабильность плохо сказывается на учебе и самочувствии детей. Будто бы само лишение прежнего окружения тяжело сказывается на ребенке. Отсюда проблемы адаптации к новым условиям, «синдром новичка» и так далее. Однако исследование этого не подтверждает. Переезды каждый год или несколько раз в год никаких катастрофических последствий не несут, успеваемость не снижается. Таджикский мальчик из Пенджикента до 10 лет учился в школе, потом два года работал у родни в автосервисе, где завуч школы его и повстречала, позвала в школу. Мальчик учится хорошо. Таким образом, опекаемые двумя культурами сразу, иноэтничные дети чувствуют себя довольно бодро. Они втягиваются в нормы жизни нашего общества и не забывают свои. Исследователи обнаружили в их среде многообразие и конформность, а не сопротивление и инкапсулирование. Гораздо тревожнее на этом фоне выглядят наши дети из социально неблагополучных семей. Вот кому действительно «светит» социальная депривация, ведь даже у самых толерантных педагогов в работе с ними руки опускаются. Кто подумает об их жизненных шансах? | |
| |
Просмотров: 3405 | Загрузок: 226 | |
Всего комментариев: 0 | |