Гребенникова Ирина Филипповна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ№8 г. Краснодара
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО СТИХОСЛОЖЕНИЮ
В 6-7 КЛАССАХ (работа с текстом) Я пришла работать в школу учителем сразу после окончания вуза в 1984 году. Пройдя с учениками программу по литературе от 5 до 11 класса, обратила внимание на то, что сведения о стихосложении и средствах художественной изобразительности давались в учебниках литературы (причем в учебниках для любого класса) как бы мимоходом, всегда были на втором плане. Иногда встречались среди вопросов к стихотворениям такие, например, задания, как в учебнике В.Я. Коровиной для 7 класса: «Почему эпитетам «смирный», «тихий», «ясный» автор предпочел слова «спокойный вид»? (Речь идет о драме А.С. Пушкина «Борис Годунов».) «Известно, что в черновом варианте были слова «престарелый кудесник», в окончательном – «вдохновенный кудесник». Что меняется в представлении о характере героя с заменой одного слова?» (Речь идет балладе А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».) Но подобных заданий было очень мало, и большинство из них касалось, как и приведенные примеры, эпитетов. Это объяснялось, видимо, тем, что в то время важно было прежде всего содержание произведения. Это было странным и неестественным для меня, молодого специалиста, только что окончившего университет, где на занятиях мы говорили о единстве формы и содержания, о том, что только произведения, соединившие в себе эти две стороны, могут считаться высокохудожественными (а именно такие, на мой взгляд, мы должны изучать с учащимися, особенно в классах среднего звена). Решив для себя, что я на уроке не могу не изучать данный материал, не могу сказать об этом несколько слов и забыть, что существуют средства художественной выразительности и русское стихосложение, обратив внимание учеников только на идейное содержание и основные образы, стала думать, как активизировать ребят при прохождении этого материала. Лет пятнадцать назад, изучая стихосложение в 6-7 классах во второй раз, я решила дать учащимся самостоятельную работу на определение размера (двусложного или трехсложного) и рифмы в конкретном четверостишии. Для этого я изготовила для каждого ученика дидактический материал. Это был первый вариант карточки. Работа вызвала среди ребят оживление, поскольку требовала внимания к изучаемому материалу. Для следующего поколения учеников, уже работая по программе А.Г. Кутузова, а затем Г.И. Беленького, я сделала второй вариант карточек, более сложный, т.е. в каждой карточке был и двусложный, и трехсложный размер. Здесь уже даны два четверостишия, в каждом из которых надо определить размер и рифму. Примеры карточек: Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. Вариант 1 1. Долго мертвый меж волнами Плыл качаясь, как живой; Проводив его глазами, Наш мужик пошел домой. 2. Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!.. Вариант 2 Лет пять назад, работая уже в четвертый раз с шестиклассниками, я задумалась над тем, как совершенствовать работу с этими карточками и поняла, что потенциал работы с ними гораздо шире. Теперь, когда мы все больше внимания уделяем художественным особенностям текста, карточки можно использовать и для проверки определения приемов художественной выразительности, встречающихся в данных отрывках, используя данные задания не только для определения размера и рифмы. Вопрос может звучать и так: «Определите, какой троп (какую стилистическую фигуру) и с какой целью использовал поэт в этом четверостишии?» Причем карточки могут быть использованы как для опроса всего класса, так и при индивидуальной работе с учеником на уроках не только литературы, но и русского языка при изучении изобразительно-выразительных средств, а также при подготовке к ЕГЭ. Естественно, что карточки будут изменяться, чтобы в них нашли отражение, например, задания и на эмоциональное восприятие текста. Поэтому я начала формировать карточки с текстами небольших стихотворений, чтобы на основе целостного восприятия произведения ученик мог ответить на вопросы, затрагивающие все уровни читательского восприятия (эмоции, воображение, содержание и форма). Такой вид опроса необходим также при подготовке учащихся к ЕГЭ по литературе. Так что карточка для работы по стихосложению, а теперь уже и по средствам художественной выразительности может постоянно совершенствоваться.
|