Как смириться с началом учебного года
25 Августа 16, 15:24 | |
При столкновении с таким нежелательным, но неизбежным событием, как начало учебного года, мы проходим через пять стадий: Отрицание. Вы не можете поверить, что это скоро произойдёт. Гнев. Возмущение сложившейся ситуацией, ненависть к людям, которым уже не нужно учиться. Торг. Попытка заключить сделку с судьбой — взять академический отпуск или заболеть. Депрессия. Отчаяние и ужас, потеря интереса к жизни. Принятие. «Что ж, учиться — это не так уж плохо. По крайней мере, мне пока не нужно работать». Конечно, эти стадии необязательно должны следовать друг за другом именно в этом порядке, а некоторые из них вы можете пропустить. Но в конечном итоге вам придётся смириться со своей судьбой. На самом деле эти стадии были придуманы психиатром Элизабет Кюблер-Росс и относятся не к учёбе, а к психологической помощи умирающим. Её «теория пяти стадий» стала широко известна благодаря произведениям массовой культуры, где она неоднократно обыгрывалась (например, в «Докторе Хаусе» и мультсериале «Симпсоны»). Конечно, никакой доказательной научной базой она не обладает: скорее, это просто субъективные наблюдения. Однако теория стала очень популярной — во многом потому, что её легко приложить к другим явлениям (как мы только что и сделали). После этого возникает следующий соблазн: почему бы не применить и другие психотерапевтические концепции к этому травматическому событию — началу учебного года? Конечно, в нём может и не быть ничего травматического. Но чтобы достичь нужного эффекта, нам пришлось драматизировать ситуацию. Психотерапевт должен иметь дело с сильными переживаниями и глубинными проблемами, а не с банальной скукой и недовольством. Когда тетрадки куплены, учебники собраны и карандаши заточены, некоторых из нас охватывает внезапное отчаяние. Что делать? Кто виноват? Какой во всём этом смысл? Вот как можно было бы ответить на эти вопросы с позиции крупнейших психотерапевтических школ. Классический психоанализ Если учёба — это скука, дисциплина и контроль, то для фрейдизма нет ничего удивительного в том, что она вызывает тревогу и отторжение. Тревога, по Фрейду, это «первичная реакция на беспомощность, впоследствии воспроизводящаяся как призыв о помощи в предвосхищении травмы». Чем ближе 1 сентября, тем беспомощнее вы себя чувствуете. Если не можете найти психоаналитика, попробуйте разобраться со своим бессознательным сами. Наступление учебного года означает, что нам приходится сменить принцип удовольствия, который толкает нас ко скорейшему осуществлению спонтанных желаний, на принцип реальности: подчинить себя требованиям внешнего мира с его расписаниями, сессиями, оценками и домашними заданиями. Бессознательная часть психики («Оно») входит в конфликт с моральными требованиями общества («Сверх-Я») и окружающими обстоятельствами. Примирить этот конфликт должна центральная часть вашей личности — «Эго». К счастью, бессознательные влечения относительно легко поддаются сублимации, т.е. переключению на социально приемлемые цели. Вместо того, чтобы стремиться к сексуальному удовлетворению, мы начинаем желать хороших оценок, одобрения учителей и родителей — как будто от этого зависит наше собственное благополучие. Кто-то сублимирует легко и свободно, кому-то это даётся с трудом. Это зависит от того, насколько вам удалось заменить внешний родительский контроль внутренним. Подавленные влечения, которые не нашли себе выхода на каком-либо уровне, перерастают в агрессию и тревожность. Попробуйте перевести свои влечения на учебный процесс, и вы обнаружите в нём множество ещё непознанных удовольствий. Опыт учит, что у большинства людей есть предел, за которым их конституция отказывается следовать за требованиями культуры. Все желающие быть благороднее, чем позволяет их природа, впадают в невроз; они лучше бы себя чувствовали, если бы им оставили возможность быть хуже. (Зигмунд Фрейд из работы «Заклятие девственности») В неофрейдизме проблемы личности нельзя отделить от её культурного окружения. Иначе говоря, недостаточно просто эффективно сублимировать. Режим угнетения порождает общество, значит нужно изменить и его: перестать быть функциональными и гнаться только за высокой эффективностью, и вместо этого устремиться к полной реализации человеческого потенциала. Если образовательная система подавляет вашу индивидуальность, не нужно с этим мириться. Прежде чем заходить в аудиторию, требуйте, чтобы общество было преобразовано на гуманистических началах, иначе занятия дадут вам мало хорошего: вы усвоите деструктивные шаблоны поведения, ведущие к отчуждению и эксплуататорским отношениям между людьми. Неправильно было бы регрессировать к удовлетворению первичных инстинктов — скажем, вместо учебных занятий предаваться прогулкам на свежем воздухе и игре в покемонов. В здоровом обществе люди будут достигать полного самовыражения в труде и сотрудничестве, а не только в развлечениях. ...современный человек имеет чрезвычайно низкую самодисциплину за пределами рабочей сферы. Когда он не работает, ему хочется быть ленивым, ничего не делать, или, выражаясь покрасивее — «отдыхать». Само это желание безделья в значительной степени является реакцией на строгий шаблон жизни. (Эрих Фромм из работы «Искусство любить») Чтобы мужественно принять начало учебного года, подумайте о конечных данностях человеческого существования — смерти, одиночестве, свободе и внутренней пустоте. Только через это осмысление вы научитесь воспринимать учебный процесс не как что-то принудительное и бессмысленное, а как необходимое условие вашего бытия в этом мире. Учёба как переход из класса в класс и с курса на курс не предполагает вашего личного выбора. Он уже сделан за вас, и вы лишь подчиняетесь внешним требованиям. Отсюда и возникает ощущение тоски и бессмысленности. Но человек, по Виктору Франклу, «до самого своего основания пронизан волей к смыслу». И смысл этот можно найти не внутри себя, а в самом окружающем мире. Вы можете пойти по одному из трёх путей: Найти смысл в созидании и творчестве; Отыскать его в получении нового опыта и встречах с новыми людьми; Сделать осмысленными собственные страдания. Третий путь, как указывает Франкл, нужно выбирать только в том случае, если закрыты первые два. Но если ваша школа или университет чем-то похожи на концлагерь, он окажется как нельзя кстати. Вы должны понимать, что весь мир — это шутка. Справедливости не существует, всё происходит случайно. Только когда вы это поймете, то согласитесь, что глупо принимать всерьёз самого себя. Во вселенной нет великой цели. Она просто существует. Совершенно неважно, как именно вы решите поступать в том или ином случае. (Виктор Франкл из работы «Человек в поисках смысла») Когнитивно-поведенческая терапия Что такого плохого в начале учебного года? Попробуйте изменить своё отношение к учёбе, а вслед за этим изменится и она сама. В том, что представлялось скучным и бессмысленным хламом, можно отыскать много интересного. Как указывал Аарон Бек вслед за античными стоиками, «дело не в том, что мир плох, а в том, как часто мы видим его таким». Мы автоматически интерпретируем всё, что случается вокруг. Попробуйте поймать эти мысли за руку, прежде чем окончательно им доверяться: может быть, вы что-то упустили из виду? Соберите доказательства за и против вашей интерпретации. Если учёба ассоциируется у вас с болью и стрессом, подумайте о вкусных булочках в столовой, или о замечательных людях, с которыми вы бы иначе не познакомились. Если «увидеть хорошее» совсем не получается, вспомните о том, что любое страдание имеет свои временные рамки. Занятия скоро закончатся, вечер будет свободен от этих глупостей, а через пару-тройку месяцев снова начнутся каникулы… В общем, не будьте так категоричны в своих суждениях — помните, что они легко могут измениться. Если вы думаете, что учёба — сплошная бессмыслица и пустая трата времени, высока вероятность, что так оно и окажется. Впрочем, «мыслить позитивно» — тоже не всегда хорошее решение. Не нужно приукрашивать скучные занятия; в таком случае лучше отыскать смысл где-то в другом месте. ...мысли вызывают чувства, и поэтому многие эмоции, которые вы испытываете, определяются мыслями, какими бы мимолетными они ни были. Другими словами, сами по себе события не окрашены эмоционально. То, как вы их интерпретируете, заставляет вас испытывать те или иные чувства. (М. Маккей, М. Дэвис, П. Фэннинг из работы «Как победить стресс и депрессию») | |
| |
Просмотров: 1968 | Загрузок: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |