Проблемы самообразования молодежи в 21 веке
05 Января 12, 22:48 | |
Результаты исследования, проведенного среди студентов и преподавателей в институтах и в Интернет.
Все началось с того, что я заподозрил, что о самообразовании у студентов нет Современного Представления. Гипотеза подтвердилась даже и для преподавателей: представление о самообразовании осталось на уровне 1930 года. «…Как известно, на долю мало-мальски культурного человека, в особенности российского, выпадает бесконечно большое число самых разнообразных несчастий. Но нет несчастия, думается нам, более ужасного, более зловредного по своим последствиям, по той массе страданий, которые им причиняются человеку, к тому же длительно, в течение всей человеческой жизни, как нижеследующее: имея глаза—не видеть, имея уши — не слы¬шать, имея нормальный мозг, устроенный не хуже, чем у дру¬гих, не понимать того, что творится вокруг,…. Жить, не видя, не слыша и не понимая, — разве же это житье?» Н.А.Рубакин «Письма к читателям о самообразовании» Знаете ли вы, что такое «самообразование»? Разумеется, у вас есть образ этого важного процесса, не так ли? А чем отличается самообразование от учения и самообучения? Поиск ответов на эти вопросы заставил обратиться к истории самообразования в России. Почти сто лет назад Н.А.Рубакин написал книгу о самообразовании [1] по результатам своей работы с читателями библиотеки. Только с марта 1911 до 1 января 1912 года он получил 1204 письма и практически на все ответил. В своих письмах он помогал каждому выстроить его собственную программу самообразования. Н.А.Рубакин дал образ настоящего образования: «Можно безошибочно сказать, что в настоящее время стремление к образованию проявляется в массах до такой степени напряженно, как не проявлялось еще ни в какие времена, и с каждым годом напряжение это возрастает. Сама жизнь неизбежным, роковым образом побуждает каждого человека вооружать себя знанием и пониманием. Чтобы жить, чтобы не умереть с голоду, чтобы не погибнуть в общем водовороте, чтобы приспособиться к этой сутолоке, идущей всюду вокруг, нужно не только знать какое-либо ремесло или художество (т. е. иметь образование специальное), но еще нужно иметь образование общее, нужно уметь разобраться во всем, что совершается вокруг, а для этого нужно, если можно так выразиться, уменье мыслить и понимать нужна известная широта кругозора, известная высота развития» (подчеркнуто мной – В.Г.) Николай Александрович Рубакин очень понятно и доступно объясняет кто такой образованный человек. «…Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение, — мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе теми или другими способами некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования». По его мнению: «Понимать окружающую жизнь — вот первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения — вот пробный камень для оценки его». В процессе работы со студентами, будущими менеджерами, возникла гипотеза: образ самообразования у молодежи неверный, искаженный. Проведенное анкетирование подтвердило эту гипотезу: около 95% студентов самообразование описывает так: «…образование человека без помощи других лиц; получение знаний самим без чьей либо помощи». И у части преподавателей встречается такой же образ: «самообразование - получение знаний самостоятельно, без контакта с преподавателем: книги, Интернет…». Таким образом, анкетирование позволило сделать вывод о том, что в начале 21 века большинство молодежи, и часть преподавателей самообразование понимают примерно так, как у М.А.Шолохова в «Поднятой целине» описаны страдания Макара Нагульнова: «…позже всех в хуторе отходил ко сну сам Макар Нагульнов. Он по-прежнему старательно изучал английский язык, пользуясь ночным досугом. На спинке стула у него в комнате висело холстинное полотенце, в углу стоял кувшин холодной колодезной воды. Тяжело давалась Макару наука! С расстегнутым воротом рубахи, всклокоченный и мокрый от пота, сидел он за столом возле настежь распахнутого окна, вытирал полотенцем пот со лба, под мышками, на груди и на спине, а время от времени, свешиваясь через подоконник, лил на голову воду из кувшина и сдержанно рычал от удовольствия». «Модель Нагульнова», описанная М.А.Шолоховым больше подпадает под определение самообучения как самостоятельного освоения какой-либо области знания. Особенно когда, как отмечает О.В.Данилова [2], обучающийся сам берет на себя «всю ответственность за собственное обучение, включая: установление целей обучения; определение содержания обучения; разработку и планирование собственной программы обучения; самомотивацию и рефлексию; организацию и управление собственной деятельностью; оценивание результатов собственной деятельности и самооценивание; оценивание качества избранного способа обучения». Авторы Большой Советской Энциклопедии подтверждают факт возвышения в языке понятия «самообучение» до самообразования: «…Помимо специально организуемого обучения, проводимого в определённом режиме под руководством преподавателей, большое значение имеет самообучение, обычно называемое самообразованием». (подчеркнуто мной – В.Г.). Особенно интересными были ответы группы студентов 4 курса специальности «менеджер организации», прошедших короткий курс «Понимание окружающего мира». Их ответы можно разделить на группы. В ответах первой подгруппы самообразование определяется в таких образах:
Во второй подгруппе уровень ответов ниже:
В третьей подгруппе ответы описывают социальный стереотип, который известен большинству:
В четвертой группе ответы расплывчатые:
Для того, чтобы прояснить понимание опрашиваемыми различия между самообучением и самообразованием был задан разделительный вопрос: «Самообразование это чтение книг и журналов по специальности, художественной литературы, просмотр видеофильмов, работа в Интернет или же этого мало для самообразования?» Ответы показали, что аудитория разделилась примерно пополам: около 60% сказали, что перечисленных занятий недостаточно, и около 40% сказали, что это и есть самообразование. Преподаватели почти единодушно ответили, что конечно, недостаточно. И с возрастом различие между самообучением и самообразованием понимается все лучше. Итак, можно было сделать вывод о том, что действительно в умах молодежи российской провинции отсутствует точный образ самообразования. А БСЭ подтвердила, что этот факт является общероссийским. На следующем этапе исследования выяснялась реальная потребность молодежи в самообразовании. Были заданы следующие вопросы:
Из ответов можно было получить следующий образ молодого человека и его отношение к самообразованию: 1.Необходимость в самообразовании осознается большинством опрошенных (92%). Высшую цель самообразования меньшинство студентов первого–второго курса (от 14 до 22%) обозначило следующими выражениями: для самореализации, совершенствования себя, самосовершенствования, для будущей жизни, для карьеры, для развития, для всего - вся жизнь это самообразование, Половина более подготовленных студентов 4 курса (54%) цель собственного самообразования определили так: чтобы решать проблемы, сложные вопросы; быть интересным, востребованным обществом; чтобы отличаться от животного…; чтобы стать успешным человеком; чтобы приносить пользу себе и другим. 2.Возможный бюджет времени на самообразование у тех, кто видит в нем необходимость в среднем составляет около 2 часов в день. 3.Возможные финансовые средства, направляемые на самообразование, составляют в среднем от 200 до 500 рублей в месяц. Ответы на последние три вопроса представлены в таблице 1. Хотят Помощь Книги научиться нужна не знают Студенты-заочники 88 36 70 Студенты 1-2 курсов 65 50 80 Студенты 4 курса 95 77 77 Видно, что большинство студентов хотело бы научиться самообразованию. В меньшей степени эта потребность выражена у студентов 1-2 курсов, в наибольшей степени у студентов 4 курса, осознавших необходимость в самообразовании более глубоко. В помощи менее всего нуждаются студенты – заочники, а более всего студенты 4 курса. О книгах по самообразованию не знает большинство студентов всех групп. Результаты предварительного исследования позволили сформулировать несколько проблем: 1. Концепция высококачественного самообразования сформулирована Н.А.Рубакиным сто лет назад. Но в настоящее время самообразование понимается большинством населения как самообучение. В результате самообразование как один из наиболее дешевых и доступных «путей к успеху» молодежью и родителями не видится. 2. Потребность в получении качественного образования, очевидная сто лет назад, еще более усилилась. У молодежи имеются определенные ресурсы времени и финансов, а поддержка со стороны общества и государства практически отсутствует. 3. Блестящие возможности для самообразования – книги, диски, видео- и аудиокурсы, Интернет и многочисленные тренинги – используются малоэффективно поскольку у молодежи нет помощи в разработке программы собственного образования, где бы указанные ресурсы целенаправленно использовались. Очевидна необходимость в разработке программы просвещения молодежи в области самообразования и помощи в самообразовании, подобной той, что начал осуществлять Н.А.Рубакин сто лет назад. 1.Рубакин Н.А. Избранное.- М.,Издательство «Книга», 1975. 2.Данилова О.В. «Особенности проектирования системы поддержки самостоятельного обучения» | |
| |
Просмотров: 6907 | Загрузок: 189 | |
Всего комментариев: 0 | |