Беликеева Елена Васильевна, МОУ СОШ №100 г.Волгоград Кировский район.
учитель биологии и химии
Тема : Витамины (урок – журнал «Чудесные вещества») Цель: Обучающиеся должны знать, какую роль играют витамины в нашей жизни, какова их природа. Смогут приводить примеры основных групп витаминов и продукты, в которых они содержатся. Должны использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики простудных заболеваний. Задачи: 1. Смогут приобрести навыки самостоятельной работы с информацией: поиск информации, ее обработка и применение; 2. Смогут приобрести коммуникативные навыки: умение работать в группах, выступать с презентацией. Метод: Частично-поисковый. Средства: Словесная информация, демонстрация, тест, ИКТ Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся I. Организационный момент II. Цели и задачи урока III. Актуализация опорных знаний.
1.Фронтальный опрос учащихся по вопросам. 2.Тест-опрос IV.Изучение нового материала Витамины - чудесные вещества. 1. Организация деятельности учащихся 2. Обеспечение мотивации изучаемых знаний на основе практической ситуации 3. Учащиеся разбиваются на группы 4. Знакомство со страничками журнала ( презентации страничек) 5. Рассказ о витаминах, классификации витаминов :водорастворимые и жирорастворимые V. Закрепление знаний. Тест- соответствие VI. Итог урока. Анализ и оценка успешности достижения цели. Подведение итога урока Выставление оценок. Комментарий VII Рефлексия. Прошу письменно, в двух, трех предложениях ответить на вопрос: «Я до и Я после урока» VIII. Домашнее задание. § 37, заполнить таблицу «Витамины и их значение» Готовность класса, включение в деловой ритм. 1.Почему обмен веществ считают основным свойством живой природы? 2. В чем заключается особенность подготовительной, основной и заключительной стадий обмена? 3.Как в организме происходит обмен белков, жиров и углеводов? 4.Какие элементы относятся к макроэлементам, а какие – к микроэлементам? Учащиеся выполнят тест по теме: «Обмен веществ и энергии» Каждой группе было дано задание подготовить сообщение с презентацией Применение знаний в новой ситуации Обсуждение заявленной темы Историческая страничка - о тяжелых заболеваниях, с которыми столкнулись исследователи; - о работах Н.И. Лунина. Формулируется проблема: почему отсутствие витаминов вызвало гибель мышей? Геогафическая страничка - географические положение Волгоградской области; -особенности Волгоградской области для выращивания овощей и фруктов, богатых витаминами. Медицинская страничка -болезни, вызванные недостатком витаминов; - гиповитаминоз Кулинарная страничка - рациональное использование витаминов; -кулинарные рецепты витаминных салатов. Выполнение теста «Я» до и «Я после урока» Методические рекомендации Урок по теме «Витамины» входит в тему 2.8 «Обмен веществ и энергии» Тщательно продумываю форму проведения этого урока. Тип урока – комбинированный урок, имеет целью изучение и первичное закрепление знаний. Метод – иллюстративно - объяснительный. Актуализация опорных знаний Вначале урока провожу устную проверку домашнего задания, выявляю уровень усвоения. а) Вопросы обучающимся 1.Почему обмен веществ считают основным свойством живой природы? 2. В чем заключается особенность подготовительной, основной и заключительной стадий обмена? 3.Как в организме происходит обмен белков, жиров и углеводов? 4.Какие элементы относятся к макроэлементам, а какие – к микроэлементам? б) Тест. 1.На каком из процессов в первую очередь скажется недостаток солей кальция в организме? А)на свертывании крови; Б) на проведении нервных импульсов; В) на функциях щитовидной железы 2. Какой из белков выполняет транспортную функцию? А) пепсин; Б)амилаза; В) гемоглобин 3.Во время длительного голодания в организме происходит: А)образование гликогена из глюкозы; Б)превращение гликогена в глюкозу; В)образование белков из жиров и углеводов 4.Какой из процессов является частью энергетического обмена? А)окисление глюкозы; Б) растворение солей натрия в воде; В) синтез белка 5.Какой из процессов идет с выделением энергии? А) ферментативное расщепление белков в желудке; Б)образование гликогена в печени; В)синтез жиров Цели: 1.Смогут овладеть конкретными знаниями о пользе витаминов; 2.Смогут приобрести навыки самостоятельной работы с информацией: поиск информации, ее обработка и применение; 3.Смогут приобрести коммуникативные навыки: умение работать в группах, выступать с докладами, обосновывать и защищать свою точку зрения;
Методические задачи: 1.Продолжить формирование умения работать самостоятельно для выполнения задания. 2.Формирование умения применять приобретенные биологические знания к объяснению роли витаминов для хорошего самочувствия и предупреждения заболеваний. Материалы и оборудование: учебники, дополнительная литература, ПК с выходом в Internet, набор продуктов питания, содержащие различные витамины, готовые лекарственные препараты витаминов. Материал урока связан с определением роли и значения витаминов в нашей жизни, с использованием приобретенных знаний для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме. Поэтому урок строю с привлечением различного дополнительного материала, который повышает познавательную деятельность обучающихся, повышает их культуру, дает возможность глубже понять изучаемую тему. В начале изучения раздела, сообщаю учащимся план работы. Говорю о том, что будет проводиться необычный урок, урок-журнал. Темы сообщений, вопросов, которые выносятся на обсуждение, вывешиваются в кабинете заранее. У обучающихся есть возможность выбрать не только заинтересовавшую его тему, но и реально оценить свои возможности при ее выборе. При подготовке к уроку даю возможность использовать ранее накопленный материал: список литературы по выбранной теме, материал из ранее подготовленных докладов, компьютерные презентации подготовленные ранее. Это дает возможность показать обучающимся уровень докладов, сообщить ФИО обучающегося подготовившего работу, какие результаты выполненной работы. Некоторые доклады и сообщения являются толчком к началу серьезной работы. Выполненные работы просматриваю заранее, отбираю самые интересные, даю возможность выступить на уроке. Этапы работы над проектом: 1.Выбор темы, распределение по группам. 2.Планирование деятельности, распределение обязанностей в группах. 3.Обсуждение форм представления результатов работы над проектом.
4.Обсуждение списка заданий, распределение их между участниками группы. 5.Выполнение проекта, консультации с руководителем. 6.Защита проекта, оценка группами своей работы. Каждая группа делает сообщение по своей страничке журнала. Капитан группы представляет презентацию странички. В конце презентации из других групп могут задать вопросы. Любой член группы может ответить. Тем самым группа набирает себе дополнительные баллы. Учитель ведет учет активности ребят на уроке. Тест – соответствие ( проводится в конце урока) для закрепления знаний. 1. Витамин А 2. Витамин В 3. Витамин С 4. Витамин Д 5. Белки 6. Жиры 7. Углеводы 8. Вода Найти соответствие: А. Участвуют в свертывании крови. Б. Его отсутствие вызывает тяжелое заболевание – цингу. В. Универсальный растворитель. Г. Его отсутствие вызывает бери-бери Д. В органах пищеварения распадаются на глицерин и жирные кислоты. Е. Источник энергии в организме. Ж. Является ядовитым веществом. З.Образуется под влиянием солнечного света. К. Его отсутствие вызывает «куриную слепоту». Ключ: А -5; Б- 3, В- 8, Г -2, Д -6, Е -5,6,7, Ж --, З -4, К -А Подведение итога урока Выставление оценок. Комментарий Рефлексия. Домашнее задание: п. 37, заполнить таблицу «Витамины и их значение» Название витамина Продукты, содержащие витамины Значение витаминов
|