Тема: Древнекаменный век (палеолит). Цель: - обобщить знания учащихся о палеолите, его основных чертах и хронологических рамках, расширить представления о ранней стадии первобытной эпохи; - с помощью воображаемой экспедиции дать возможность представить историю как систему логических связей и понять взаимозависимость природных явлений и исторических процессов; - способствовать активизации интереса учащихся, стимулировать творчество и поиск неординарных решений; - учить работать с различными источниками информации. Форма урока: Урок-экспедиция. Набор ролей: руководитель экспедиции, антропологи, историки, этнографы, палеонтологи, археологи (научные сотрудники и студенты). Оборудование: учебники, доп. лит-ра, карта, маршрутный лист, таблички на столы, виды природы Казахстана, плакаты с табличками (названия периодов палеолита). Ход урока: 1. Вступление учителя: Уважаемые члены экспедиции! Сегодня мы отправимся выполнять задание института археологии и палеонтологии- собрать как можно больше сведений о самом древнем периоде в истории человечества древнекаменном веке. Нас будет интересовать всё: и природные условия того периода, и география расселения, и уровень развития орудий труда, и внешний облик древнейшего человека. Для того, чтобы получить такую разнообразную информацию, нам нужны специалисты различных про филей. Как вы думаете, каких учёных мы можем предложить в состав нашей экспедиции? (археологи, антропологи, палеонтологи, этнографы, историки) В каждой экспедиции есть научный руководитель. Учёные и, естественно, те, кто только встал на путь научного поиска- это студенты, которые учатся добывать новые факты, анализировать, выстраивать их в ясную и образную картину. Мы разделились на группы, среди которых есть учёные, а есть и студенты, которые учатся у научных сотрудников и в то же время помогают им. Разведчики находят нужную информацию, а научные сотрудники читают её, выбирают главные факты, пишут текст сообщения. На каждом столе есть табличка, представляющая специальность учёных. Каждой группе я даю задание. Вы его выполняете и выступаете со своим творческим отчётом. Наша общая задача- расширить представления о периоде, название которого зашифровано, и выделить главные особенности этого периода. Ключ к разгадке дан, и пока вы будете готовить свои задания, мы попытаемся разгадать название нашей темы. ЗАДАНИЯ: 1. Палеонтологи. 1. Что такое палеонтология? 2. В какую часть Казахстана вы советуете нам отправиться, чтобы познакомиться с местами древних стоянок? ( юг Казахстана, Вост. Казахстан, Мангыстау). З. Почему именно туда? ( Потому что освоение Казахстана шло с юга Казахстана, на севере Казахстана есть стоянки каменного века, но они более поздние, относятся к эпохе неолита. И у нас на карте отмечены места, куда мы могли бы отправиться). 4. Прежде чем мы туда отправимся, я хотела бы про верить, готов ли ваш студент к экспедиции, есть ли у него необходимый багаж знаний, определите, пожалуйста, из набора картин, как могла выглядеть местность на юге Казахстана 1,5 млн. лет назад. ( ответ уч-ся). Почему? 5. А теперь давайте посмотрим, останки каких животных мы можем здесь найти. Из перечня животных выберите нужные. ( Слон, мамонт, шерстистый носорог, бизон, саблезубый тигр, кенгуру, волк, лисица, олень, нерпа, дельфин, динозавр, пингвин). Спасибо! А теперь давайте послушаем сообщение палеонтологов. 2. Антропологи. 1. Что такое антропология? 2. Объясните, пожалуйста, как развивался внешний облик человека на протяжении 3-х млн. лет (работа по таблице, демонстрация наглядностей). 3. Проверим знания вашего студента, которому необходимо вставить в появления определённых типов древнейших людей... Большое спасибо! А теперь мы обратимся к археологам. 3. Археологи. 1. Что изучает археология? 2. Уважаемый студент, определите, пожалуйста, к какому периоду (более раннему или более позднему) относится каждая из этих находок: рубило, топор, гарпун, палка-копалка, копьё, костяные иглы, шилья, кремень, скребок, сверло. (Работа с карточкой). 3. Более подробно об археологических находках нам сообщит научный сотрудник группы археологов. 4. Среди орудий труда, используемых древнейшими людьми, мы называем и дубину, и палку-¬копалку. Откуда же учёные узнали о том, что древние люди пользовались ими? Можно ли при раскопках найти дубины? Об этом можно только догадаться. Прямых доказательств нет. Кое-где на островах Океании, в глубинах Африканского материка живут племена, отставшие в своём развитии. Эти племена не выращивают растений, не знают металлов. Изучая жизнь этих племён, учёные предполагают, что и два миллиона лет назад обезьянолюди делали орудия труда не только из камня, но и из дерева. Точно так же, изучая наскальные рисунки первобытных людей, живших несколько десятков тысяч лет назад, учёные находят на этих рисунках орудия из дерева. На этом основании можно предположить, что и далекие предки первобытных художников тоже использовали дерево как материал для орудий труда. 5. Послушайте цитату и ответьте на вопрос. "Количество письменных источников ограничено, количество вещественных- почти безгранично. . . Не только вещи, не только остатки жилищ и погребений, но и пятно от костра, оставленное человеком прошлого, есть археологический памятник". Можно ли сказать, что люди, жившие на этой стоянке, владели огнем? Как определить, хотя бы приблизительно, долго ли жили люди на этой стоянке: год, век, или больше? 4. Этнографы. Мы упомянули о современных племенах, живущих где-то в джунглях, на отдаленных островах. Кто из ученых занимается изучением их жизни? Какие сведения могут дать этнографы для изучения жизни первобытных людей? 1. Задача. Изучая жизнь одного племени, этнограф услышал слова, обозначающие шкуру, хижину, нож, сверлить, копье, кость, подстерегать. Что вы можете сказать о жизни людей этого племени? В другом племени он узнал слова, обозначавшие загородку, расчищать, весло, расплавлять, жертва. Что вы можете сказать о жизни этого племени? 2. Научный сотрудник из группы этнографов расскажет нам об одном из своих наблюдений. Чем жизнь хадзапи напоминает жизнь первобытных людей? Как хадзапи добывают себе пищу? Какими орудиями труда пользуются? (Годер. Задания... стр. 10). 5. Историки. И, наконец, мы переходим к группе историков. Что дает нам наука история? На какие вопросы она отвечает? ( Что, где, когда). На вопрос "Где?" мы уже ответили, работая с картой. На вопрос "Когда?" нам ответит студент из группы историков. Когда началась и закончилась эпоха палеолита? 1. Расположи в правильном порядке периоды каменного века. 2. От научного сотрудника мы ждем сообщения о том, как жили древние люди в эпоху палеолита. Итак, молодцы! Благодаря вашим стараниям, мы составили полную картину того, как жили древнейшие люди в эпоху палеолита. Ваш багаж знаний расширился, задание НИИ мы выполнили.. Сделаем вывод: каковы отличительные особенности этого периода? Каковы главные достижения человека в этот период? А теперь оценим работу в группах. На ваших столах лежат листочки с фамилиями. Поставьте напротив каждой фамилии свою оценку. Автор: Зайцева Елена Павловна Место работы: Майская СШ, Тарановский район, Костанайская область, РК Должность: учитель истории
|