Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».
Седых Вера Николаевна, учитель начальных классов МОУ ООШ №15 г.о. Новокуйбышевск, Самарская область. 2008 г. УМК «Школа России»
Учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык».
Класс 4 Тип урока: обобщение и систематизация ЗУН по теме «Обобщение знаний об имени существительном». Цели: - обобщить знания учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени существительного, - закрепить умение определять род, число, падеж имён существительных, - совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений, - развивать мышление, культуру речи, творческие способности учащихся - воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения. Оборудование: • мультимедийное оборудование и компьютерная презентация «Про весёлый дружный класс!» (Microsoft Power Point); • карточки индивидуальной работы для слабоуспевающих учащихся; • листы для самостоятельной работы, ключ к проверке работы; • учебник «Русский язык» 4 кл. Т. Г Рамзаева. – М.: Дрофа, 2008. Ход урока. 1. Организационный момент. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку. Прозвенел звонок. Начинается урок. Он пойдёт, ребята, впрок, Постарайтесь всё понять, На вопросы чётко отвечать! Постановка целей и задач урока. - Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. - Правильно. Это имя существительное. - Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое слово в нашей речи - имя существительное. По наблюдениям учёных, существительное появилось в речи в числе самых первых слов людей. - Сегодня на уроке мы обобщим и закрепим ваши знания по теме «Имя существительное». - Скоро вы перейдёте в 5 класс, станете учениками средней школы. Вас встретят новые учителя, которые дальше поведут вас по дороге знаний. Сегодня они пришли к нам на урок. Переходя в 5 класс, вы будете прощаться не только с начальной школой и со мной, но и с детством. Да, вы становитесь подростками.… Не за горами юность. - А сегодня я предлагаю вам отправиться в Детство, совершив виртуальное путешествие. Закрыли глаза. 2. Повторение и обобщение темы: «Обобщение знаний об имени существительном». Младенчество. 2.1 Карточки индивидуальной работы для слабоуспевающих учащихся. - Ребята. Посмотрите на эту экспозицию. Такими вы были в младенчестве. 2.2 Минутка чистописания. - Назовите мне в слове МЛАДЕНЧЕСТВО буквы, обозначающие гласные звуки. - Чем они отличаются от согласных? - Запишите их в соединении, как в образце на доске. Образец на доске. Гласные тянуться в песне звонкой, Могут заплакать и закричать. Могут в кроватке баюкать ребёнка. Но не желают свистеть и ворчать. 2.3 Повторение и обобщение темы «Постоянные признаки имени существительного». Устный опрос: - Сегодня на уроке мы обобщим и закрепим ваши знания по теме «Имя существительное». - Что такое имя существительное? - Назовите постоянные признаки имени существительного. - Как правильно определить род имени существительного? - Расскажите о трёх склонениях имён существительных. - Как определить склонение имён существительных? - Что такое начальная форма? Памятки (на доске). - Внимательно посмотрите на доску, выучите так, чтобы вы без труда могли рассказать в 5 классе. Закрепление: - Возвращаемся в детство. Вспомните, что любят делать дети в раннем детстве? - Правильно, слушать сказки. - Перед нами сказка «Теремок». - Назовите неодушевлённые имена существительные на этой картине. - Запишите одушевлённые имена существительные. 1 человек к доске. - Как назвать одним словом эти имена существительные? (животные, словарные слова) - Определи постоянные признаки у этих имён существительных. Обобщение: - Что такое имя существительное? - Назовите постоянные признаки имени существительного. - Как правильно определить род имени существительного? - Расскажите о трёх склонениях имён существительных. - Как определить склонение имён существительных? - А мы с вами отправляемся дальше. Глаза закрыли. Зрительная гимнастика. 2.4 Повторение и обобщение темы «Непостоянные признаки имени существительного». Детский сад. Звучит песня «В каждом маленьком ребёнке». - Посмотрите на эту экспозицию. Такими вы были в детских садах. - Знания о какой части речи мы сегодня закрепляем?
Устный опрос: - Какие непостоянные признаки есть у имени существительного? - Расскажите про число имён существительных. - Некоторые имена существительные имеют только форму единственного числа. - Например: железо, пламя, рожь, молодёжь, человечество. - Некоторые имена существительные имеют только форму множественного числа. - Например: брюки, каникулы, часы, сумерки, очки, ворота. - Что вы знаете про падежи? - О чём мы сейчас повторили? Памятка (на доске). Закрепление - А мы опять возвращаемся в детский сад. Звучит песня «В каждом маленьком ребёнке». - Что вы любили слушать в этом возрасте? Правильно, потешки. - Какие потешки вы помните? - Кто их автор? А.Л. Барто «Зайку бросила хозяйка» (на доске). - Спишите потешку, определите непостоянные признаки у всех имён существительных. - Поменяйтесь с соседом и проверьте его работу. Поставьте оценку на полях ручкой. Ключ на доске. Обобщение: - Какие непостоянные признаки есть у имени существительного? - Расскажите про число имён существительных. - Что вы знаете про падежи? Физ. минутка. 2.5 Повторение и обобщение темы «Правописание падежных окончаний имён существительных». Начальная школа. Звучит песня «Буквы разные писать». - Мы называем годы обучения в начальной школе «Первой школьной сказкой». Вы учитесь, играя, мы проводим праздники. - Какие вы были на уроках и во внеурочное время наши гости могут увидеть в нашем классном фотоальбоме. Устный опрос: - Знания о какой части речи мы сегодня закрепляем? - Что мы с вами уже вспомнили? - О чём ещё не говорили? - Зачем нужно определять склонение? - Расскажите правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных. Что нужно знать, чтобы правильно написать безударные падежные окончания имён существительных? Закончите фразу: В первом склонении, Помню даже во сне, В предложном и дательном Пишется …. И во втором склонении В предложном падеже Пишу я без сомнения, Окончание……. А в третьем склонении, Не ошибись, смотри, В родительном, дательном, Даже в предложном Всегда я пишу Окончание ….. Закрепление: - Закрепим наши умения писать безударные падежные окончания имён существительных. Памятка (на доске). Устно по цепочке (инд. лист, задание №2). Обобщение: - Подведём итог. - Найдите задание №3. Подготовьте ответы на вопросы. 2.6 Самостоятельная работа по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных». 3. Подведение итогов урока. 3.1 Оценка знаний учащихся. 3.2 Беседа. - Чем мы сегодня занимались? - Что повторили? Сейчас мы вспомним всё самое интересное по презентации. Презентация «Про весёлый дружный класс!».
4. Домашнее задание. - Написать мини-сочинение «Из школьной жизни» по плану из упражнения 212, пособие.
|