Тема: «Корень. Однокоренные слова.» Цель : Познакомить уч-ся с признаками однокоренных слов. Учить составлять из слов предложения, из предложений – текст. Развивать умение сравнивать слова и выделять корень в словах. Развивать речь учащихся, творческую фантазию и воображение детей. Воспитывать интерес к русскому языку и аккуратность при письме. Ход урока Орг. момент Доброе утро! Давайте улыбнемся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица и улыбки. Сегодня на уроке мы совершим экскурсию в страну « Грамматика». У нас будут остановки с необычными заданиями. Двадцать второе октября. Классная работа. И так первая остановка в нашем путешествии – станция «Чистописайка». Вв Вот Буква В Видна вдали- Красивая, витая. Как будто крендель Испекли, Приезжих поджидая. - Эта какая буква? -Какой звук обозначает эта буква? Даем характеристику -согласный, звонкий, твердый и мягкий, парный. Следующая станция «Словознайка». Слова спокойно жили в книжке Но книжку вдруг погрызли мышки От слов немножко откусили И в норку быстро утащили. Б…реза, …гурец, ябл…ко, з…мл..ника- вставить пропущенные буквы и подчеркните ее. Ст. «Проверяйка». -Называем слова и вставляем букву. -На какой вопрос отвечают эти слова? -Какая часть речи отвечает на этот вопрос? -Дайте общее название этим словам?(растения) Ст. «Наблюдайка» «Грамматическая сказка» Как-то много лет назад Посадили странный сад Не был сад фруктовым- Был он только словом. Посмотрите, ребята, что за чудо дерево выросло?(назовите как называются части у дерева - корень, ствол, листочки , плод) - Самая главная часть у растения – это корень. -Как вы думаете, а какая задача перед нами стоит на уроке? -В русском языке тоже есть такое понятие корень! -И вы сегодня узнаете, что такое корень и как его найти в слове! Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло Стало много новых слов Вот из сада вам рассада Вот еще посадка рядом Вот идет и садовод С ним садовник идет Очень интересно гулять В саду словесном. -посмотрите на эти слова и найдите, что общего в них? (сад)-общая часть. -А еще, что общее в словах? – значение Сад- это где растут фрукты, Садовник-человек, ухаживающий за садом Рассада- то, что садят на грядке. Все эти слова имеют общее значение. -Как в русском языке называются слова с одинаковым значением? - (родственными словами) С.48 правило Еще раз повтор.(2 чел.) Ст. «Думайка» Давайте образуем однокоренные слова от корня «берез» и выделим корень. Березка, березонька, подберезовик, березовая - записываем в столбик. -правило – что такое корень -составьте с одним из слов однокоренных, предложение самостоятельно и запишите в тетрадку. Ст. «Поиграйка»У нас в классе очень много разных слов. Ваша задача подобрать однокорен. Слова. Запишите слова с корнем СНЕГ, ВЕТЕР, ЗЕМЛЯ. (звучит музыка) и выделите корень. 1.снег,снежный, снеговик, снежинка, Снегурка ,снегурочка 2.Земля, земляника, подземный, земляной, землистый , землища 3.Ветер, ветерок, ветреный, заветрило -Что такое корень? Физминутка Как живешь? Вот так! Как идешь? Вот так! Как бежишь? Вот так! Как летишь? Вот так! Как плывешь? Вот так! Как шалишь? Вот так! Как сидишь? Вот так! СТ. «Сочиняйка» А теперь составим текст, используя слова с корнем САД. -у текста есть? Что такое текст? -вступление -основная часть -заключение (звучит музыка) дети пишут (3 работы) -Назовите однокорен. слова в своем тексте. -оценки детям! СТ. «Отвечайка» -Игра «Третий лишний» Холод, холмик, холодный -Лист. Лисица, лисенок -Моряк, море, морж -Лось, лосенок, лосось. -какой «секрет» у однокоренных слов? (общая часть и близкие по значению) -корень- таблица Поздравляю вас, ребята с успешным выполнением заданий. А чудо- дерево приготовило в подарок осенний листок с корнем. Домашнее задание: образуйте однокоренные слова и запишите их в тетрадь. Благодарю за урок! Спасибо!
Дружбина Светлана Викторовна
|