07 Мая 09, 10:48 | |
В своей практике мне наиболее близки нестандартные виды уроков. Нестандартные уроки – это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету в целом. Виды нестандартных уроков. 1. Уроки-игры. Не противопоставление игры труду, а их синтез – в этом сущность метода. На таких уроках создается неформальная обстановка, игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. Особенностями этих уроков является то, что учебная цель ставится как игровая задача, и урок подчиняется правилам игры, обязательные увлеченность и интерес к содержанию со стороны школьников. Выработанная мною за долгие годы работы система дает хорошие результаты успеваемости, повышает качество знаний, позволяет успешно участвовать в предметных олимпиадах, готовит учащихся к поступлению в ВУЗы и, самое главное, активизирует познавательную деятельность, учит применять знания, полученные на уроках, в нестандартных ситуациях, формирует творческое мышление, так как ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный. В качестве примера предлагаю разработку нестандартного урока по теме "Массивы”. Урок-игра "Покорение вершины”Тема: "Массивы” Задачи: 1. закрепить и обобщить знания по теме "Массивы”, Оборудование: * учебные таблицы по теме, Условия игры: урок проводится в форме экспедиции "Покорение вершины”, где учащиеся перевоплощаются в спортсменов-альпинистов, покоряющих вершину знаний. Этапы игры: * первый урок – "Подготовка к экспедиции”, Содержание первого урока Как известно, экспедиции всегда предшествует тщательная подготовка, поэтому на первом уроке учащиеся-альпинисты проверяют свою готовность к покорению горной вершины. 1. Проверка снаряжения: "Что возьмем с собой в дорогу?” В импровизированном рюкзачке находятся карточки с названиями основных терминов и понятий темы, которым учащиеся должны дать четкие устные формулировки. Термины и вопросы: массив, виды массивов, оператор описания массивов, способы заполнения массивов, программы ввода и вывода массивов, элементы массива, ключевые команды к базовым задачам, типы массивов и т.д. 2. Метеосводка. На магнитной доске прикреплены вырезанные из цветной бумаги четыре облака, на обратной стороне которых написан текст заданий. Под каждым облаком прикреплена табличка "Пасмурно”. Отвечая правильно на вопрос и выполняя задания, учащиеся меняют табличку на "Ясно” – восхождение разрешается. Вопросы и задания: 1 задание a) Ввести в память компьютера матрицу А из трех строк и пяти столбцов; b) Определить сумму элементов массива С (1:10), значение которых меньше нуля, переставить местами 2 и 5 элементы. 2 задание a) Ввести в память компьютера массив Х (1:8), разместив данные в тексте программы; b) В массиве У (1:4, 1:3) найти наименьший элемент. 3 задание a) Почему ЭВМ резервирует больше места в своей памяти, чем этого требует оператор DIM ? b) Пусть имеется массив х1, х2, …, хn. Составьте программу вычисления среднего арифметического этих чисел. 4 задание a) Даны массивы N D С помощью оператора DIM опишите предложенные массивы. b) Задан вектор а, имеющий 10 компонент. Найти его модуль. 3. Тренажер. Класс разбивается на 4 команды и каждая выполняет несколько заданий. * "Восстановить порядок!”. На карточке в беспорядке написаны программные строки, которые нужно расставить по порядку и начертить блок-схему. Содержание второго урока. В начале второго урока учащиеся получают карточки-счетчики, где они в течение урока будут фиксировать прохождение каждой высоты в баллах. В конце урока "альпинисты” по счетчику дают оценку своей работе и выясняют: удалось ли им покорить "горную высоту”? Счетчик (фамилия, имя) Высота Баллы 1. Первая высота "Снежная лавина” – 14 баллов. Программированный опрос. Работа выполняется по 2 вариантам. Карточка 1. 1. Виды массивов; Карточка 2. 1. Типы массивов; Между выполнением отдельных учебных заданий организуются "привалы” – минуты отдыха, во время которых перед "покорением очередной высоты” учащиеся рассказывают интересные факты из истории информатики, развивающие идеи, что ждет человека в ближайшие два десятка лет. 2. Вторая высота "Ледовая трещина”– 16 баллов. Учащимся читается стихотворение и вывешивается плакат с картиной, на которой спит Петя и на нём написано условие задачи: После позднего гулянья Мы же очень просим вас Задача.Дано 50 чисел. Определить, сколько среди них отличных от последнего числа (словесный алгоритм, блок-схема, программа). 3. Третья высота "Камнепад”. Школьники получают на выбор дифференцированные карточки-задания различной степени сложности: Красная карточка – оценка 5, Синяя карточка – оценка 4, Желтая карточка – оценка 3. Подведение итогов игры: При подведении итогов учитель обращается к классу со следующими словами: "Дорогой альпинист! Если ты набрал более 45 баллов, то ты покорил вершину – молодец! Если ты набрал 40–45 баллов – покорил вторую высоту, хорошо! Если 35–39 баллов – удовлетворительно, ты пока одолел первую высоту, это тоже неплохо. Если ты набрал менее 35 баллов, то ты остался у подножия вершины. Но не огорчайся! Тебе еще раз нужно пройти подготовку и повторить восхождение, твоя вершина еще впереди!” Учащиеся согласно рейтингу проводят подсчет набранных баллов и выставляют себе оценку за урок. Выработанная система даёт хорошие результаты в успеваемости, повышает качество знаний, позволяет успешно участвовать в предметных олимпиадах, готовит учащихся к поступлению в ВУЗы и. самое главное, активизирует познавательную деятельность, учит применять знания, полученные на уроках, в нестандартных ситуациях, формирует творческое мышление, так как ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный. Репкина Валентина Николаевна | |
| |
Просмотров: 7554 | Загрузок: 294 | |
Всего комментариев: 0 | |