Урок- это логически
законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок
учебно-воспитательного процесса, основная форма организации обучения в
современной школе. В нем находятся все основные компоненты
учебно-воспитательного процесса6 цель, задачи, содержание, формы,
методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и ученика.
К необычному на уроке выдающиеся педагоги относились по-разному. В
античной и средневековой педагогике необычное, т.е. выходящее за рамки
установленных канонов преподавания, было фактически недопустимым, а
учителя, нарушавшие это требование, жестоко наказывались. Бывали и
редкие исключения, только подтверждающие незыблемость правила:
диалогистика Сократа, уроки на природе в "Доме радости" Витторино де
Фельтре.
Первые, как бы "узаконенные" элементы необычного вносит в урок "Великая
диалектика" Я.А.Каменского. Прежде всего - это принцип наглядности.
Введение этого принципа в строгую канву урока произвело революцию в
педагогическом сознании и поколебало уверенность в неизменности
классических правил. Появилась возможность не просто давать положенные
знания, но и "раскрашивать" их, представлять с необычной стороны.
Урок необходимо проектировать, тем более открытый. И.С.Якиманская
различает термин "прожектирование" (медленное, идеальное выстраивание
чего-либо и "проектирование" (как создание и практическое выполнение
проекта). Анализ педагогической литературы позволяет выделить
обобщающую схему проектирования учебной деятельности:
1.
Определение цели проектирования (целеполагание).
2. Выяснение схемы педагогических факторов и условий, влияющих на
достижение цели (ориентировка).
3. Описание педагогической действительности. Подлежащей проектированию
(диагностика исходного состояния)
4. Фиксирование (выбор) уровня и оперативных единиц педагогического
мышления для принятия решения по созданию проекта (рефлексия).
5. Выдвижение гипотез о вариантах достижения цели и оценка вероятности
их достижения в конкретных условиях (прогнозирование).
6. Построение конкретной модели педагогического объекта (моделирование).
7. Построение методики измерения параметров педагогического объекта.
8. Реализация проекта (внедрение).
9. Оценка результатов осуществления проекта и сравнение их с
теоретически ожидавшимися.
10. Построение оптимизированного варианта конкретного педагогического
объекта.
Это наиболее полная схема
проектирования ( а не планирование)не отвечает всего лишь на один
вопрос: кто проектирует? Ответ на него как бы очевиден - учитель.
Ученик здесь тоже как бы очевиден - все это делается для него, но без
него.
|