Урок, его виды. Рекомендации к открытому уроку
24 Февраля 09, 12:49

Урок- это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса, основная форма организации обучения в современной школе. В нем находятся все основные компоненты учебно-воспитательного процесса6 цель, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и ученика.
К необычному на уроке выдающиеся педагоги относились по-разному. В античной и средневековой педагогике необычное, т.е. выходящее за рамки установленных канонов преподавания, было фактически недопустимым, а учителя, нарушавшие это требование, жестоко наказывались. Бывали и редкие исключения, только подтверждающие незыблемость правила: диалогистика Сократа, уроки на природе в "Доме радости" Витторино де Фельтре.
Первые, как бы "узаконенные" элементы необычного вносит в урок "Великая диалектика" Я.А.Каменского. Прежде всего - это принцип наглядности. Введение этого принципа в строгую канву урока произвело революцию в педагогическом сознании и поколебало уверенность в неизменности классических правил. Появилась возможность не просто давать положенные знания, но и "раскрашивать" их, представлять с необычной стороны.
Урок необходимо проектировать, тем более открытый. И.С.Якиманская различает термин "прожектирование" (медленное, идеальное выстраивание чего-либо и "проектирование" (как создание и практическое выполнение проекта). Анализ педагогической литературы позволяет выделить обобщающую схему проектирования учебной деятельности:

1. Определение цели проектирования (целеполагание).
2. Выяснение схемы педагогических факторов и условий, влияющих на достижение цели (ориентировка).
3. Описание педагогической действительности. Подлежащей проектированию (диагностика исходного состояния)
4. Фиксирование (выбор) уровня и оперативных единиц педагогического мышления для принятия решения по созданию проекта (рефлексия).
5. Выдвижение гипотез о вариантах достижения цели и оценка вероятности их достижения в конкретных условиях (прогнозирование).
6. Построение конкретной модели педагогического объекта (моделирование).
7. Построение методики измерения параметров педагогического объекта.
8. Реализация проекта (внедрение).
9. Оценка результатов осуществления проекта и сравнение их с теоретически ожидавшимися.
10. Построение оптимизированного варианта конкретного педагогического объекта.

Это наиболее полная схема проектирования ( а не планирование)не отвечает всего лишь на один вопрос: кто проектирует? Ответ на него как бы очевиден - учитель. Ученик здесь тоже как бы очевиден - все это делается для него, но без него.

Категория: Урок | Добавил: Dina
Просмотров: 3542 | Загрузок: 429 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]