Беликеева Елена Васильевна, учитель химии и биологии МОУ СОШ №100 Кировского района города Волгограда, высшая квалификационная категоря Тема : Общая характеристика грибов. Плесневые грибы. Цель урока: Обучающиеся должны знать место грибов в системе органического мира, выяснять взаимосвязь организма и среды. Задачи: 1. Смогут изучить общую характеристику грибов, особенности их строения, питания, размножение. 2.Смогут определять роль грибов в природе, жизни человека и хозяйстве. 3. Смогут приобрести коммуникативные навыки: умение работать в группах, выступать с презентацией. Оборудование: Таблицы и муляжи. Метод: Частично-поисковый. Средства: Словесная информация, демонстрация, тест, ИКТ Ход урока. I. Организационный момент. II. Цели и задачи урока. III. Актуализации знаний учащихся. А) Царства живых организмов. Беседа с использованием первого форзаца учебника. Б) Составление и характеристика царств живых организмов. В) Особенности надцарства доядерных (прокариотов). IV. Изучение нового материала. На протяжении нескольких уроков вы, ребята, изучали представителей царства Бактерии. Сейчас вы вспомнили какое место они занимают в живой природе. А на сегодняшнем уроке мы познакомимся с новым очень интересным царством. Чтобы узнать о нем, вам надо отгадать несколько несложных загадок: Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть – нет головы. Гриб Пока дети – каждый в берете, Повзрослели – шляпы надели. Грибы Он растет среди дорожки, голова на тонкой ножке. Кто же это? Правильно – это гриб. ( На компьютере показывается фото нескольких грибов.) Что же такое гриб? (даются определения ). После обсуждения учитель дает точное определение. Грибы – это ядерные многоклеточные организмы, тело которых состоит из многочисленных нитей. А знаете ли вы, ребята, есть ли еще грибы кроме шляпочных? (ответы детей). На доске чертится схема классификации грибов. Грибы: 1. Шляпочные грибы. 2. Плесневые грибы. 3.Грибы – паразиты. У: Грибы – это очень интересные организмы, оказывается… * Грибы могут издавать запахи. Свежевспаханное поле своим запахом обязано актиномицетам. Запах масла и сыров, свежего сена определяется деятельностью микроорганизмов – грибов и бактерий. * Некоторые грибы светятся, например, опенок. * В настоящее время в природе известно около 100 000 видов грибов. * На территории России известно свыше 150 видов грибов, пригодных для употребления в пищу. * С помощью грибов получают некоторые витамины. Витамин В2 (рибофламин) выделен из продуктов жизнедеятельности дрожжей, а также грибов – паразитов хлопчатника. У: Давайте подробно узнаем об этих необычных организмах. А для этого вы разобьетесь по группам. Каждой группе будет дано задание – вопрос. Пользуясь текстом учебника изучит, а затем расскажите всем то, что вы узнали. 1 группа – внешний вид, среда обитания грибов; 2 группа – строение гриба; 3 группа - способ питания и размножение; 4 группа – многообразие грибов; 5 группа – взаимосвязь грибов с другими организмами; 6 группа – роль в природе и жизни человека. Затем от группы учащийся выступает, отвечая на вопрос, остальные дополняют. Учитель обобщает ответы 2 и 3 групп учащихся. Вместе делают вывод, что грибы проявляют сходства с растениями и животными. Учитель проецирует на доску схемы. Объясняет их. Схема 1. «Сходство и различия грибов и растений». Схема 2. « Сходство и различия с животными» Анализируя эти схемы, учитель акцентирует внимание на том, что грибы имеют и признаки растений, и признаки животных. Но есть у грибов и свои особенности: грибница и плодовое тело гриба состоят их особых нитей – гифов. Поэтому грибы отнесены в особую группу живых организмов. 4 группа ребят дает ответ на свой вопрос - многообразие грибов, говорят о плесневых грибах, а учитель дополняет их ответы, показывая фрагмент презентации грибов. У : Ребята, просматривая презентацию, вы, наверно, обратили внимание на то, что грибы имеют довольно яркую окраску, хотя в теле их отсутствуют пластиды. Почему же так? ( Выступление 1 группы ребят). Они делают вывод, что причина этому – среда обитания, а следствие – появление пигментов в клетках). Дополнение учителя: * Колонии многих грибов имеют самую различную окраску. Черные головки, похожие на зернышки мака, покрывают колонию гриба аспергилла нигер головки, похожие на зернышки мака, покрывают колонию гриба аспергилла нигер ( нигер - в переводе с латинского черный¬). Колонию желтого цвета образует аспергилл желтый. Колонии пенициллиума, из которого получают пенициллин, окрашены в ярко – зеленый цвет. Колонии дрожжей бывают желтые, оранжевые, красные, белые, кремовые, розовые, фиолетовые, черные, коричневые. И еще: Самые – самые… Самым ядовитым грибом является бледная поганка. Самое высокое содержание грибных спор в воздухе было зарегистрировано в 1971 г. около Кардиффа ( Великобритания) - 161 073 спор в 1м3. Немного истории… Наука, изучающая грибы, - микология возникла в XIX веке. В 1872 г. Русский врач А.Г. Полотебнов опубликовал сообщение о лечении гнойных ран порошком из спор грибов пенициллума и аспергилла. Русский ученый Ф.М. Каминский в 1881 г. Впервые выявил и изучил микоризу. В 1929 г. А. Флемингом был выделен природный пенициллин. Американский биолог Дречслер в 1935 г. Впервые описал хищные грибы. В 1943 г. Была полностью решена задача получения чистого пенициллина и внедрения его в медицину. V. Закрепление. В конце урока в качестве закрепления учитель предлагает ребятам отгадать несколько загадок и викторину, пословицы и поговорки. Загадки. 1.Стоит на полянке в красном платье Татьянка: вся в белых крапинках (Мухомор) 2.Не спорю, не белый – Я, братцы, попроще… Расту я обычно в березовой роще. (Подберезовик) 3.Под деревцем, под осинкой стоит мальчик – с –пальчик, На нем сер сарафанчик, красна шапочка (Подосиновик) 1. Викторина «Знаете ли вы?» 1.Что такое грибница? Где она находится? 2. Как размножаются грибы? 3. Где созревают споры и как они распространяются? 4. Почему грибы растут в определенных местах? 5. Зачем протравливают семена перед посевом? 6. Какие грибы – паразиты вы знаете? 7. Почему в пищу лучше употреблять сухие, хорошо размолотые грибы, а не свежие? 8.На чем основано утверждение, что грибы – это сборная группа организмов? 9.Перечислите съедобные и ядовитые шляпочные грибы? 10.Чем отличаются пластинчатые и трубчатые грибы? 11. В чем особенность строения плесневых грибов? 3.Пословицы и поговорки о грибах. ( Объясните смысл поговорок) - Грибы в деревне родятся, а и в городе их знают. - Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут. - Чем ядовитее гриб, тем красивее его шляпка. - Гриб растет ночью. - Гриб быстро растет под дубом. VI. Рефлексия: Скажите, ребята, вам понравился урок? Что вы узнали нового на уроке? VII. Домашнее задание: п.7, подготовить сообщение о съедобных и ядовитых грибах.
|