12:22
Развитие у студентов навыков самостоятельной работы и творчества
Современный этап развития среднего профессионального образования осуществляется в условиях коренных изменений в государственно-политическом и социально-экономическом развитии ПМР. В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах среднего звена, изменение их роли, места и функций. Общество предъявляет особые требования к подготовке конкурентоспособного специалиста: высокий профессионализм,  компетентность, высокий интеллектуальный уровень, возможности перемены трудовых функций в процессе деятельности. Поэтому задача образования состоит в том, чтобы научить его успешно учиться всю жизнь.

И.Я.Лернер отмечает: «Творчество ученика в учебном процессе рассматривается, как умение самостоятельно решать известные задачи новым для него способом».

В связи с этим остро встает вопрос о создании в ходе учебного процесса благоприятных условий для      

·        формирования у студентов  навыков научной организации труда;

·        увеличение объема самостоятельных умственных и практических действий;

·        навыков самоконтроля.

Поставленные задачи требуют нового подхода и новых методических решений, совершенствующих методику обучения.

Важно, что с переходом на новые Государственные образовательные стандарты, количество часов, отведенное на самостоятельную работу, возрастает в среднем на 30%, что является одним из основных факторов, обеспечивающим более высокое качество обучения.

Согласно ГОСТов второго поколения самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий.

Известно, как велика роль самостоятельной работы в повышении качества учебного процесса, это один из видов творческой деятельности, но при её проведении допускается немало промахов, что мешает добиваться нужных результатов.

Наиболее значительным недочетом в подготовке студентов является низкий уровень их самостоятельности в овладении и применении знаний, слабость приобретенных навыков и умений. Хотя известно, знание, которое приобретается в процессе самостоятельной деятельности, усваивается значительно лучше, по сравнению с тем, которое сообщается педагогом как готовое.

Наша задача заключается в том, чтобы развивать у студентов такие качества, как ответственность, умение планировать свое время, потребность в самообучении. Ведь практическая деятельность специалиста ставит перед ними бесчисленное множество проблем, разрешить которые можно лишь при умении самостоятельно работать над приобретением новых  знаний.

Поэтому при подготовке к занятиям следует определить, с какой целью выполняется самостоятельная работа. Такими целями должны быть:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

- развитие познавательных способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений.

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:

- аудиторная;

- внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа выполняется под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Государственный образовательный стандарт СПО в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности регламентирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и объем обязательной учебной нагрузки, как в целом по теоретическому обучению, так и по циклам дисциплин. Разница между максимальным объемом учебной нагрузки и обязательной учебной нагрузки определяет объем внеаудиторной самостоятельной работы.

Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу находит отражение:

- в рабочем учебном плане – в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин, по каждой дисциплине;

- в рабочих программах дисциплин с ориентировочным распределением по разделам или темам;

- в календарно-тематическом плане дисциплин.

При разработке рабочих учебных планов образовательной организацией определяется:

- объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по циклам дисциплин с учетом требований к уровню подготовки обучающихся, сложности и объема изучаемого материала по дисциплинам, входящим в цикл;

- объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по каждой дисциплине в зависимости от уровня освоения обучающимися учебного материала, с учетом требований к уровню подготовки обучающихся (иметь представление, знать, владеть умениями).

Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, осуществляется преподавателем. Преподавателем учебной дисциплины эмпирически определяются затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного содержания учебного задания: на основании наблюдений за выполнением обучающимися аудиторной самостоятельной работы, опроса обучающихся о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат на решение той или иной задачи с внесением поправочного коэффициента из расчета уровня знаний и умений обучающихся. По совокупности заданий определяется объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, как правило, он находится в пределах 29-32% от объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку по данной дисциплине.

Предметные (цикловые) комиссии на своих заседаниях рассматривают предложения преподавателей по объему внеаудиторной самостоятельной работы по каждой дисциплине, входящей в цикл, при необходимости вносят коррективы с учетом сложности и объема изучаемого материала дисциплины и устанавливают время внеаудиторной самостоятельной работы по всем дисциплинам цикла.

При разработке рабочей программы по дисциплине при планировании содержания внеаудиторной самостоятельной работы преподавателей устанавливаются содержание и объем теоретической учебной информации и практические задания по каждой теме, которые вносятся на внеаудиторную самостоятельную работу, определяются формы и методы контроля результатов.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программам учебной дисциплины.

Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня обучающего не регламентируется расписанием.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписка из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;

- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;  подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, дисциплины, индивидуальные особенности обучающегося.

Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

1. При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к обучающимся. Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к  результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится за счет объема обязательной учебной нагрузки.

2. В период выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

3. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально по группам обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики, уровня сложности, уровня умений обучающихся.

4. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося являются:

- уровень освоения обучающимися учебного матери ала;

- умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность общеучебных умений;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

-оформление материала в соответствии с требованиями.

5. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные  учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности обучающегося.

6. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся могут быть использованы семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ  и др.

Хочется отметить, что нельзя выделить отдельно какие-то задания для самостоятельной работы с целью получения высоких результатов. Только комплексное использование всех видов заданий даст полноценный результат. С учетом  этого, если проранжировать все виды задания, то на первом месте:

1. Основы самостоятельной работы с книгой, журналом, газетой;

2. Конспектирование текста;

3. Приемы запоминания;

4. Подготовка сообщений, докладов, рефератов;

5. Приемы саморегуляции;

6. Участие в конференциях;

7. Подготовка стендов.

 
Обязательно нужно выделить необходимые условия для успешного выполнения самостоятельной работы:

1. Мотивированность учебного задания.

2.  Четкая постановка познавательных задач.

3. Алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способом её выполнения.

4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков её выполнения.

5. Определение видов консультационной помощи.

6. Критерии оценки, отчетности.

7. Форма контроля.

На основании вышесказанного можно сделать однозначный вывод, что приобретенные студентами навыки при выполнении самостоятельной работы помогут им быстрее адаптироваться в будущей профессии, позволят им повышать свой профессиональный уровень и зажгут, по словам К.Д.Ушинского «в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.»

 
Литература:

1. Лернер И.Я. «Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин». М.: 1970 г., 810с.

2. Муслимова А.Ф. Самостоятельная работа как условие творческого развития студента. СПО № 4 – 2001 г., стр.42.

3. Очулина Р.Ф. и др. Самостоятельная работа студента с учетом психологического аспекта. Специалист № 12 – 2003 г., стр.20-22.

4. Ушинский К.Д. «Избранные педагогические произведения». М.: 1968 г., стр.73.

5. Рекомендации Министерства просвещения ПМР по планированию, организации, руководству внеаудиторной самостоятельной работой в условиях реализации Государственных стандартов СПО.

  Воробьёва Н.И.


Категория: Воробьёва Надежда Ильинична | Просмотров: 8657 | Добавил: Dina | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]