12:13 Методические требования к современному уроку |
Работа современного педагога – это, прежде всего поиск педагогических технологий, дающих глубокие знания, стимулирующих творческое начало и поисковую активность студентов, создание целостного представления о деятельности студентов, ее этапах, результативной стороне. Дидактические требования к современному уроку. · Четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков. · Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся. · Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированность умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах. · Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока; выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальной самостоятельности в учении учащихся. · Реализация на уроке всех дидактических принципов. · Создание условий успешности учащихся. Рассмотрим примеры современных образовательных технологий. 1. В Педагогическая технология академика.М. Монахова. Основной принцип её – создание комфортных условий для обучаемого и обучающего. В соответствии с этой технологией проводится контроль знаний на занятии по четырем уровням: 1. Опознание (простейшие тесты). 2. Репродуктивный (устный опрос). 3. Умение. 4. Творческое применение навыков. 2. Игровая технология. При разработке используется: - моделирование профессиональной деятельности, личностно-ориентированный подход, взаимодействие и сотрудничество. В основе технологии: - духовное развитие в игре; - игра, как школа поведения; - игра, как форма контекстного обучения; - игра, как поле личностного самоопределения. Важным моментом технологии является оценка деятельности «игроков». Критерии оценки: профессиональная компетентность, интеллектуальная активность, степень самостоятельности. 3. «Кейс» - метод. Метод ситуаций – техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них. Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале; кресельные (вымышленные кейсы). Технология «Кейс» - метода заключается в следующем: 1. Акцент образования переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество обучаемых и преподавателя. 2. Результатом применения технологии являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности. 3. Достоинством ее является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей обучаемых, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования. Технология «кейса» довольно проста. Обучаемым представляется производственная ситуация или производственная задача и отражается тот комплекс знаний и практических умений и навыков, который обучаемым необходимо получить для ее решения. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких страниц до нескольких десятков страниц, который и называют «кейсом». Обучаемые прочитывают и изучают «кейс», привлекая к этому как материалы лекций, так и другие источники информации. После этого проводится подробное обсуждение содержания. При этом педагог выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию. Выделяют: 1. Обучающие «кейсы», основной задачей которых выступает обучение. На первом месте в них стоят учебные и воспитательные задачи. Он позволяет видеть в ситуациях типичное и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии. 2. Практические «кейсы», которые отражают реальные жизненные, профессиональные ситуации. Основная задача их заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную, профессиональную ситуацию. По сути дела этот «кейс» создает практическую, «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого «кейса» может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие «кейсы» должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни, профессии и обретению способности к оптимальной деятельности. 3. Научно-исследовательские «кейсы», ориентированные на осуществление исследовательской деятельности обучаемых. Основной смысл «кейса» заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. «Кейс» - метод опирается на совокупность дидактических принципов: 1. Индивидуальный подход к каждому обучаемому, учет его особенностей, потребностей и стиля обучения; 2. Максимальное предоставление свободы в обучении; 3. Обеспечение студентов достаточным количеством наглядных материалов; 4. Концентрация на основных положениях, а не «загрузка» обучаемых большим объемом теоретического материала; 5. Обеспечение доступности педагога для обучаемого; 6. Формирование у обучаемых навыков самоменеджмента, умения работать с информацией; 7. Акцентирование внимания на развитии сильных сторон и положительных качеств обучаемого. «Кейс» состоит из следующих частей: 1. Теоретический материал по обсуждаемой проблеме. 2. Практическая часть, которая содержит производственные ситуации, производственные задачи и варианты их решения. В конце каждой части «кейса» и в конце его должны быть вопросы, которые могут носить репродуктивный, развивающий и творческий характер. Вопросы должны рассматриваться как в процессе самоконтроля и взаимоконтроля, так и в процессе обсуждения темы в аудитории. Применение «кейс» - технологии способствует выработке таких важных для современного специалиста способностей как самоутверждение, самоактуализация, самосохранение и адаптация. Для подлинного развития познавательных способностей личности необходимы конструктивные стрессы. Ситуация стрессовой стимуляции резко убыстряет темп закрепления умений, что должно быть предусмотрено в учебных модулях. Пример: Курсант в первом полете «оставляет» на Земле 70% всех приобретенных знаний. Волнение и масса впечатлений первого самостоятельного полета (действия, выполняемые вне присутствия и без помощи инструктора-наставника) лишает его «контрольно-вспомогательного» пакета знаний. Однако оставшиеся 30% знаний, умений ему оказываются достаточными для обеспечения полной безопасности полета. Приобретенные навыки в условиях реальной опасности не теряются. Стрессы возникают Разнообразные, в том числе, и в результате нравственных коллизий, порождаемых присутствующих и учебным процессом. Однако течение учебного процесса обучения в целом ориентировано на спокойное восприятие и некоторое обзорное восприятие учебного материала, т.е. закон единства и борьбы противоположностей должен проявляться при значительном регулирующем воздействии педагога. Такой подход обеспечивает почти обязательное восприятие сообщаемого материала большей частью обучаемых, но, к сожалению, одновременно значительно снижает темп обучения, что особенно показательно для профессиональной школы. Литература: 1. Бадмацыренова Э.А. Внедрение современных образовательных технологий. Специалист, 2003, № 11, с.12. 2. Затик Т.Ф. Современные педагогические технологии как одно из условий повышения качества подготовки специалистов. ПВП, 2003, № 3, с.234-245. 3. В Лобашев.Д. Модульное обучение и ценностные ориентации личности обучаемого. Методист 2005,, № 1, с.36-43. Составитель Воробьёва Н.И. |
|
Всего комментариев: 0 | |