12:13
Методические требования к современному уроку
Работа современного педагога – это, прежде всего поиск педагогических технологий, дающих глубокие знания, стимулирующих творческое начало и поисковую активность студентов, создание целостного представления о деятельности студентов, ее этапах, результативной стороне.

Дидактические требования к современному уроку.
· Четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков.
· Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся.
· Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированность умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах.
· Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока; выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальной самостоятельности в учении учащихся.
· Реализация на уроке всех дидактических принципов.
· Создание условий успешности учащихся.
 
Рассмотрим примеры современных образовательных технологий.
1. В Педагогическая технология академика.М. Монахова.
Основной принцип её – создание комфортных условий для обучаемого и обучающего.
В соответствии с этой технологией проводится контроль знаний на занятии по четырем уровням:
1. Опознание (простейшие тесты).
2. Репродуктивный (устный опрос).
3. Умение.
4. Творческое применение навыков.
2. Игровая технология.

При разработке используется:
- моделирование профессиональной деятельности, личностно-ориентированный подход, взаимодействие и сотрудничество.

В основе технологии:
- духовное развитие в игре;
- игра, как школа поведения;
- игра, как форма контекстного обучения;
- игра, как поле личностного самоопределения.
Важным моментом технологии является оценка деятельности «игроков». Критерии оценки: профессиональная компетентность, интеллектуальная активность, степень самостоятельности.

3. «Кейс» - метод.
Метод ситуаций – техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций.
Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них.
Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале; кресельные (вымышленные кейсы).

Технология «Кейс» - метода заключается в следующем:
1. Акцент образования переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество обучаемых и преподавателя.
2. Результатом применения технологии являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
3. Достоинством ее является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей обучаемых, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

Технология «кейса» довольно проста. Обучаемым представляется производственная ситуация или производственная задача и отражается тот комплекс знаний и практических умений и навыков, который обучаемым необходимо получить для ее решения. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких страниц до нескольких десятков страниц, который и называют «кейсом». Обучаемые прочитывают и изучают «кейс», привлекая к этому как материалы лекций, так и другие источники информации.

После этого проводится подробное обсуждение содержания. При этом педагог выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию.

Выделяют:
1. Обучающие «кейсы», основной задачей которых выступает обучение.
На первом месте в них стоят учебные и воспитательные задачи. Он позволяет видеть в ситуациях типичное и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии.
2. Практические «кейсы», которые отражают реальные жизненные, профессиональные ситуации.

Основная задача их заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную, профессиональную ситуацию. По сути дела этот «кейс» создает практическую, «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого «кейса» может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие «кейсы» должны быть максимально наглядными и детальными.

Главный его смысл сводится к познанию жизни, профессии и обретению способности к оптимальной деятельности.
3. Научно-исследовательские «кейсы», ориентированные на осуществление исследовательской деятельности обучаемых. Основной смысл «кейса» заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней.
 
«Кейс» - метод опирается на совокупность дидактических принципов:
1. Индивидуальный подход к каждому обучаемому, учет его особенностей, потребностей и стиля обучения;
2. Максимальное предоставление свободы в обучении;
3. Обеспечение студентов достаточным количеством наглядных материалов;
4. Концентрация на основных положениях, а не «загрузка» обучаемых большим объемом теоретического материала;
5. Обеспечение доступности педагога для обучаемого;
6. Формирование у обучаемых навыков самоменеджмента, умения работать с информацией;
7. Акцентирование внимания на развитии сильных сторон и положительных качеств обучаемого.
 
«Кейс» состоит из следующих частей:
1. Теоретический материал по обсуждаемой проблеме.
2. Практическая часть, которая содержит производственные ситуации, производственные задачи и варианты их решения.

В конце каждой части «кейса» и в конце его должны быть вопросы, которые могут носить репродуктивный, развивающий и творческий характер. Вопросы должны рассматриваться как в процессе самоконтроля и взаимоконтроля, так и в процессе обсуждения темы в аудитории.
Применение «кейс» - технологии способствует выработке таких важных для современного специалиста способностей как самоутверждение, самоактуализация, самосохранение и адаптация.
 
Для подлинного развития познавательных способностей личности необходимы конструктивные стрессы.
Ситуация стрессовой стимуляции резко убыстряет темп закрепления умений, что должно быть предусмотрено в учебных модулях.

Пример: Курсант в первом полете «оставляет» на Земле 70% всех приобретенных знаний. Волнение и масса впечатлений первого самостоятельного полета (действия, выполняемые вне присутствия и без помощи инструктора-наставника) лишает его «контрольно-вспомогательного» пакета знаний. Однако оставшиеся 30% знаний, умений ему оказываются достаточными для обеспечения полной безопасности полета. Приобретенные навыки в условиях реальной опасности не теряются.

Стрессы возникают Разнообразные, в том числе, и в результате нравственных коллизий, порождаемых присутствующих и учебным процессом.

Однако течение учебного процесса обучения в целом ориентировано на спокойное восприятие и некоторое обзорное восприятие учебного материала, т.е. закон единства и борьбы противоположностей должен проявляться при значительном регулирующем воздействии педагога. Такой подход обеспечивает почти обязательное восприятие сообщаемого материала большей частью обучаемых, но, к сожалению, одновременно значительно снижает темп обучения, что особенно показательно для профессиональной школы.
 
Литература:
1. Бадмацыренова Э.А. Внедрение современных образовательных технологий. Специалист, 2003, № 11, с.12.
2. Затик Т.Ф. Современные педагогические технологии как одно из условий повышения качества подготовки специалистов. ПВП, 2003, № 3, с.234-245.
3. В Лобашев.Д. Модульное обучение и ценностные ориентации личности обучаемого. Методист 2005,, № 1, с.36-43.

Составитель Воробьёва Н.И.



Категория: Воробьёва Надежда Ильинична | Просмотров: 10429 | Добавил: Dina | Теги: современный урок, кейс | Рейтинг: 4.2/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]