14:53
Дети в опере
Возможно ли сегодня, когда средства массовой информации переполнены не лучшими образцами шоу-бизнеса, воспитывать детей в стремлении к доброму, чистому, вечному? В серии статей мы расскажем вам к чему привела попытка возродить жанр детской оперы в небольшом провинциальном украинском городке. А сегодня вспомним как все начиналось…
Об особенностях детской оперы в Сумах «Данкор» решил побеседовать с художественным руководителем этого детского коллектива, заведующей вокально-хоровым отделением детской музыкальной школы № 4 Еленой Маруфенко.
— Скажите, как и у кого появилась идея создания детской оперы?

— Идея возникла еще весной прошлого года. А летом, когда я встретила сумского поэта Василия Пузанова, он предложил мне в качестве материала для оперы свою поэму «Пилигрим». Ее мы и взяли за основу, переделали, чтобы ее можно было петь. Музыка писалась под наших детей. В основном это ученики вокального отделения детской музыкальной школы №4. Всего в опере заняты 23 ребенка. Когда сумской композитор Евгений Карпенко писал музыку, я ему дала раскладку: «Это будет петь ребенок, у него такой-то диапазон». Музыкальная аранжировка сделана преподавателем нашей школы Анной Кобзистой.

— Мне показалось, что выступая на сцене, ваши ученики смущались и не знали, куда себя деть.

— Дело в том, что в музыкальной школе нет такого предмета, как сценическое движение, сценическая речь. И дети не научены двигаться на сцене, не знают, как выразить эмоции. Они могут делать это голосом.
Когда мы первый раз сыграли оперу на базе музыкальной школы, это был блин комом. Дети не знали, где выходить, все время оглядывались на нас. Тогда мы ясно увидели, что нам нужен такой педагог. Надеемся, что со следующего года нам дадут такую ставку. Об этом мы просили, просим и будем просить управление культуры.

— На какую аудиторию, по-вашему, рассчитана опера «Пилигрим»?

— Опера с глубоким подтекстом. Идея взята из Библии. Но мы постарались сделать ее такой, чтобы в ней не использовались христианские термины. В нашей труппе есть дети разных вероисповеданий или вообще неверующие. Так что если человек — христианин, то он увидит в нашей опере христианство, если нет, то увидит моральное произведение, призывающее к чистоте, благородству. Так как опера исполняется детьми, детская аудитория принимает ее на ура. Она им просто нравится, как яркий, образный жанр. Думаю, что и какие-то духовно-просветительские вещи дети все-таки схватывают. Взрослые смотрят иначе. Большинство просто плачет.

— Как давно вы выступаете с этой оперой?

— Уже четыре месяца. За это время мы увидели, насколько некоторые дети быстро схватывают. Однажды две девочки заболели и не пришли на спектакль. Их быстренько заменили другие. Не каждый взрослый сможет это сделать. Думаю, что опера многим детям добавила уверенности в собственных силах, крепости в семьях. Родители стали чаще бывать с детьми.

— Насколько сумская публика готова к появлению такого жанра?

— Не готова. Но если мы не начнем двигаться, она никогда не будет готова. Уровень культуры зависит от того, что есть у нас в городе. Культура всегда поддерживалась меценатами, но несла свои плоды в народные массы. Это было во все времена, и я думаю, что так оно и будет.
Опера — это элитарное искусство, но мы постарались приблизить ее к современности. Не только дети, но и молодежь в возрасте до 30 лет сегодня воспитана на музыкальных клипах, в которых часто меняются картинки. На этом мы и построили свою оперу. Кроме того, мы попытались совместить оперное вокальное исполнение и эстрадную аранжировку.

Валентина Орлова, газета «Данкор», 2005 год



Категория: Основная школа | Просмотров: 6455 | Добавил: evm | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]