12:50
Организация самостоятельной работы студентов
Цынцарь Анна Леонидовна
Бендерский политехнический филиал
 Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко

Научно-методическая деятельность педагогического и студенческого коллективов ведется согласно разработанному положению и имеет практическую направленность.
Деятельность ориентирована на подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкуренто-способного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулированием профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы. На основании классификации методов и способов обучения показано, что увеличение доли самостоятельной работы студентов требует соответствующей реорганизации учебного процесса, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала.

Самостоятельная работа студентов проводится по всем дисциплинам в объемах, предусмотренных учебным планом, четко регламен-тируется выдачей конкретных заданий на лекционных, практических, лабораторных занятиях с выборочной проверкой исполнения на последующем занятии. Проводятся плановые и внеплановые консультации при выполнении расчетно-графических заданий, курсовых проектов.

Преподавателями дисциплин разрабатываются графики самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа планируется учебным планом специальностей, предполагает две формы: планируемая самостоя-тельная работа и самостоятельная работа вне аудитории.
Включение в учебный план планируемой самостоятельной работы позволяет конкретизировать в часах работу студентов над курсовыми проектами, курсовыми работами. Часы планируемой самостоятельной работы включаются в расписание занятий кафедры. Самостоятельная работа студентов организуется предложением тем для выполнения реферативных работ по разным курсам.

Индивидуальные занятия проводятся по большинству дисциплин специальностей в объемах, предусмотренных учебным планом. Темы и задания на индивидуальную работу ежегодно обсуждаются на заседаниях кафедр. Формы организации и проведения индивидуальной работы со студентами различны на базовых кафедрах. Наибольшее распространение получили следующие виды:
- проработка определенных разделов курсов с решением задач на основе выданных типовых расчетов; студенты выполняют эти задания самостоятельно, систематически консультируясь с преподавателем, а затем защищают их;
- студенческие рефераты, как по гуманитарным, так и общенаучным дисциплинам;
- на кафедрах разработаны и продолжают разрабатываться методические пособия, предназначенные для индивидуальной работы студентов.

В процессе проведения индивидуальных занятий осуществляется контроль самостоятельной работы студентов. Другими видами органи-зации самостоятельной работы студентов, применяемыми на практике, являются:
- выдача домашних заданий, служащих подготовкой для выполнения лабораторных работ, курсовых работ по дисциплинам учебного плана;
- выполнение исследовательской работы как в форме индивидуальной работы с преподавателем;
- выполнение исследовательской программы в ходе выполнения производственной практики.

Для успешного выполнения студентами самостоятельной работы преподаватели кафедр обеспечивают своевременную выдачу заданий;

разрабатывают тестовые задания, а также обучающие и контролирующие программы с применением ЭВМ; дают студентам рекомендации о методах и способах выполнения заданий, формах контроля, методов оценки результатов работы и т.п.;

изучают затраты времени студентами на выполнение конкретных заданий различными методами и корректируют объем и сложность заданий на самостоятельную работу;

прививают навыки работы с книгой и периодической литературой, рационального использования, конспектирования лекций и изучаемой литературы.
Интеллектуализация и гуманитаризация профессионального образования предполагают создание предпосылок и выработку действенных механизмов личностно-профессиональной подготовки специалистов, развитие их творческого потенциала.

Очевидно, что развитие креативных способностей студентов во многом определяется уровнем творческого потенциала педагога. Только преподаватель, имеющий индивидуальный педагогический почерк, занимающийся профессиональным самообразованием и самовоспитанием, создающий новые образцы педагогической практики, только педагог-исследователь способен помочь каждому студенту обрести свою неповторимую индивидуальность, развить творческое начало.



Категория: Цынцарь Анна Леонидовна | Просмотров: 5236 | Добавил: KNI | Теги: студенты, индивидуальные занятия, Самостоятельная работа | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]