11:59 Официально-деловой стиль речи./ Открытый урок по дисциплине русский язык и культура речи. |
План-конспект открытого урока по дисциплине русский язык и культура речи. На тему: Официально-деловой стиль речи. Психолого-педагогическое обоснование темы. Разговор и слова нужны, но они только начало, вся суть жизни в делах, в уменье перехода от слов к делу, в их согласовании. Д.И.Менделеев.
Умение общаться с людьми- такой же покупаемый за деньги товар, как кофе и сахар. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо товар в этом мире. Дж. Рокфеллер Молодые специалисты, обладающие необходимыми техническими знаниями, но имеющие скудный словарный запас, не способные подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли и затрудняющиеся грамотно изложить полученную информацию, бесспорно, проигрывают перед своими коллегами, которые обладают грамотной языковой подготовкой. Низкая языковая подготовка является серьезной помехой в выполнении своих обязанностей. Зачастую они вынуждены осуществлять свою профессиональную деятельность, не имея четких представлений о специфике общения как особого вида взаимодействия людей, его этических нормах, об особенностях грамотной речи, его функциональных стилях, стилистике современного русского языка. Кроме того, в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособности в значительной степени зависит от наличия грамотной, профессиональной речи, умение эффективно общаться от знания приемов речевого воздействия, убеждения. Все сказанное определяет цель урока и ставит перед собой задачу помочь студентам овладеть знаниями о русском языке, о психологии делового общения и проявлении вербального и невербального общения, а также специфике культуры речи. В плане урока рассматриваются функции, основные единицы и виды общения, его приемы. Особое внимание уделено официально-деловому стилю современного литературного языка. Считаю, что тема этого урока будет способствовать у студентов повышению эффективности изучения культуры речи, позволит углубить и расширить воспитательное воздействие нашей речи, особенно важно это для тех, кто стремиться занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением окружающих. «Слово и дело всегда должны быть едины» Народная мудрость. ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА Дисциплина: русский язык и культура речи. Дата проведения:29.11.05.г Место проведения: аудитория 202 Студенты II к. 21 группы – «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Преподаватели: Родионова Л.Ф.- преподаватель русского языка и культуры речи, Цынцарь А.Л. – преподаватель психологии, Гуменюк А.А. – преподаватель немецкого языка, Гуслякова А. – преподаватель английского языка, Чепкина Е.К. – преподаватель молдавского языка. Тема урока: официально-деловой стиль речи. Цели урока: Учебная: - овладевать искусством построения официально-делового текста; - правильно оформлять деловые бумаги: заявление, автобиографию, доверенность, объяснение, записку и т.д.; - познакомить студентов с основными особенностями официально-делового стиля; основными функциями деловых контактов; - объяснять кодекс делового общения;- познакомиться с проявлениями вербального и невербального делового общения. Развивающая:- развивать умения и навыки в составлении и грамотном оформлении деловых бумаг, а также правильно выражать свои мысли в письменной и устной речи; - навыки вербального и невербального общения; - уметь анализировать свое поведение во время беседы с партнерами по общению; - развивать в себе качества, важные для общения; - коммуникабельность, степень корректности в отношениях с учителями, друзьями, членами семьи; - уметь вести деловое обсуждение и анализ общения; - развивать монологическую и диалогическую речь, совершенствовать навыки. Воспитательная: - воспитывать культуру речи, бережное отношение к слову, учиться заботиться о чистоте языка; - дать обучающимся возможность осмыслить свое отношение к русскому языку, к этой духовной сокровищнице, осваивать которую им предстоит всю жизнь. Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков на практике. Интегрированный урок. Метод: Познавательный. Межпредметные связи: а) Психология Тема: «Невербальные средства общения» б) История Тема: «История развития деловых контактов» в) Английский язык и литература Тема: «Английский стиль делового общения» г) Немецкий язык и литература Тема: «Немецкий стиль деловых контактов» д) Молдавский язык и литература Тема: «Молдавский стиль деловой коммуникации» е) Русский язык Тема: «Оформление деловых бумаг» ж) Экология Тема: «Борьба за чистоту языка» Комплексно-методическое обеспечение: магнитофон, кассеты; книжная выставка; карточки с упражнениями; схемы невербальных средств общения; плакаты-схемы по функциям и компонентам общения, функциональных систем речи; плакаты (высказывания, пословицы о слове); столик: на столике рекламные проспекты, буклеты, телефонный аппарат; тесты. Х О Д У Р О К А II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности. III. Актуализация опорных знаний. 1. Назовите происхождение (этимологию) слова «стиль». 2. Назовите наиболее важные признаки каждого стиля, придерживаясь следующей схемы: - с какой целью говорим; - в какой обстановке говорим; - речевые жанры; - языковые средства, выражения; - стилевые черты речи. 3. Назовите основные особенности официально-делового стиля (письменной деловой речи). 4. Учащиеся объясняют написание деловых бумаг: Практическая работа: заявления, доверенности, характеристики, автобиографии… 5. Учащиеся зачитывают выполненное домашнее задание: Практическая работа: 1) характеристику на друга, одноклассника; 2) объяснительную записку по поводу пропуска урока; 3) автобиографию в военкомат. 6. Учитель зачитывает неверные тексты и предлагает найти ошибки в оформлении Практическая работа. 7. Учитель предлагает выполнить вслух задания по языку рынка (зад. №461, 462). Практическая работа. 8. Назовите основные функции и компоненты общения (схема). 9. Когда общение может быть эффективным? 10. Расскажите о том, как классифицируют виды общения лингвисты и психологи? 1) манипулятивное; 2) «контакт масок»; 3) светское общение; 4) формально-ролевое; 5) духовное общение; 11. В чем суть делового общения, его история? 12. Основные принципы кодекса деловых коммуникаций? 13. Какую роль в деловых контактах играет национальная принадлежность партнеров? Расскажите об известных вам особенностях делового общения коммуникантов разных национальностей: 1) французский стиль деловых контактов; 2) американский стиль делового общения; 3) китайский стиль деловой коммуникации. 14. Преподаватель английского языка включается в работу урока, объясняет правила общения англичан. Учащиеся (практически) на диалоге (на английском языке) иллюстрируют деловую беседу. Практическая работа. 15. Преподаватель немецкого языка также инсценирует с учащимися деловой разговор на немецком языке. Практическая работа. 16. Преподаватель молдавского языка вместе с учащимися иллюстрирует на молдавском языке беседу в магазине «Стройматериалы». Практическая работа. 17. Какова структура деловой беседы? Какие задачи решают партнеры на каждом из ее этапов? 18. Каким слушателем должен быть деловой партнер? Дайте характеристику активному, пассивному, агрессивному слушателю? 19. Телефонные разговоры. Предлагается учащимся ролевая игра. Практическая работа: а) позвоните, пожалуйста… б) слушаем грамзапись «Радионяни» «Разговор по телефону» 20. Какие вы знаете невербальные средства общения? Практическая работа 21. Включается в урок преподаватель психологии: Практическая работа , связанная с наглядным сопровождением по невербальному общению. Основные коммуникационные жесты и их происхождение. Тест. Практическая работа. Выполнение заданий по организации деловой беседы. 22. Учитель предлагает вопросы речевого этикета: а) назовите слова приветствия; б) выскажите просьбу (скажите, пожалуйста); в) какими словами лучше всего начать знакомство? г) как принято извиняться в культурном обществе? д) есть ли у вас в запасе слова утешения и ободрения? е) слова благодарности; ж) как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя; 23. Учитель предлагает ввести рекламу. Учащиеся рекламируют: а) агитационный плакат с призывом голосовать за нашего руководителя в Верховном Совете; б) реклама кровли-черепицы; в) монологическая речь по профориентации поступления к нам в филиал. Итоги урока: Задание на дом: ЛИТЕРАТУРА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ: 1 Введенская Л.А. Культура речи. Спец.образование. Ростов-на-Дону «Феникс» 2003г. .2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. (Гра «Просвещение» 10-11 кл. Москва.«Просвещение» 2002г. 3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку. Москва «Просвещение» 1986г. 4. Голуб И.А., Розенталь Д.Э. Занимательная стиместика Москва. 1988г. 5. Данцев А.А., Нефелова Н.В. Русский язык и культура речи для технических ВУЗов Ростов-на-Дону. «Феникс» 2002г. 6.А.А.Бодалев « Психология общения.»Москва-Воронеж 2002г. 7.Рогов Е.И. «Психология общения» Москва. 2003г. 8.Леонов Н.И. «Психология делового общения.»Москва-Воронеж 2002г. Преподаватель русского языка и литературы Родионова Л.Ф. Преподаватель психологии Цынцарь А.Л. |
|
Всего комментариев: 0 | |