13:13
М.А.Шолохов «Донские рассказы», «В годину смерти и разврата», «Не судите, братья, брата…»

Тип урока:  усовершенствование знаний, умений навыков.

Методы: работа в малых группах

Комплексно-методическое оснащение урока: портрет М.А.Шолохова;

                        Выставка книг писателя; стенгазета под названием «М.А.Шолохов»,

                        «Донские рассказы», на доске написаны эпиграфы к рассказам и тема

                        урока; угол класса, у доски справа, оформлен как изба донского казака

                    (печка, стол с лампой, самоваром, кувшин…)

                        на стене висит шашка, выше в углу икона – покровительница

                        казачества; картина с изображением улицы казачьей станицы…;

                        магнитофон, кассеты; рисунки учащихся; карточки-задания; тексты

                        художественной литературы.

Межпредметные связи: история, география, рисование, музыка, кино.

 

Литература:

 

  1. Русская литература. Учебник 10 класса  Б.А.Ковалев
  2. М.Шолохов «Донские рассказы» Москва.»Молодая гвардия», 1977.
  3. «Шолохов изд.» «Правда», Москва, 1966.
  4. Ф.Г.Бирюков «О подвиге народном» «Жизнь и творчество М.А.Шолохова» Москва «Просвещение», 1989г.
  5. Большая Советская энциклопедия.

 

Подготовленные эпиграфы к рассказам:

 

  1. «Я так измучен, оглушен

     Всей жизнью, дикой и нестройной»

                                                   А.Н.Апухтин

  1. «Я смотрю на людей исподлобья:

видно, в школу любви

ни единый из них не ходил»

                                               Б.Чичибанин

 

  1. «А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за них и за других»

                                               М.Волошин

     4.Белым был –

        Красным стал,

        Кровь покрасила…

        Красным был –

        Белым стал,

        Смерть побелила.

                                                           М.Цветаева

 

    5.Там, где царит насилие -

        царит горе и льется кровь.

                                                           В.Гроссман

  1. А ад я видел на земле.

Саша Черный

     7.О, годы, юности немилой,

        Ее жестких передряг.

        То был отец, то вдруг он-враг.

        А мать?

        Но сказано: два мира,

        И ничего о матерях…

                                                           А.Т.Твардовский

  

  1. «Душа человека – по природе христианка»

 

9.Была весна заражена пожаром,

   И трупный ветер в оттепель пропах

   Казачьй кровью, запахом папах,

   Дымком и прелым черноземным паром.

   И воронье кружили до утра

   У каждого разрытого бугра.

                                                     Виктор Майнулов

                                                     «1918 на Дону»

 

Ход урока:

I.                   Организационный момент.

II.                Актуализация знаний учащихся.

Эпиграф урока: А  я стою один меж них

                               В ревущем пламени и дыме

                               И всеми силами своими

                               Молюсь за тех и за других.

                                                     М.Волошин.

 

1.      Вступительное слово учителя.

2.      Сообщение учащегося о творческом пути М.А.Шолохова(стихотворение «Утро в Вешках» Долинский)

3.      Сообщение учащихся об историческом происхождении казачества. Звучит песня «Батька Дон».

4.      Учащиеся разбиты на 7 групп, по количеству рассказов, им раздаются карточки-задания с вопросами, в которые входят задания по выявлению идейно- тематического содержания, выявление основного конфликта в произведении, выразительно зачитывать отрывки текстов, уметь делать выводы и т.д. (карточки-задания с вопросами прилагаются)

 

Учащимися анализируются рассказы:

1.      «Родинка»

2.      «Шибалково семя»

3.      «Алешкино сердце»

4.      «Продкомиссар»

5.      «Бахчевник»

6.      «Жеребенок»

7.      «Чужая кровь»

 

III.             5. Обобщение учителя данного этапа урока:

«Шолохов оценил гражданскую войну, как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей…»

               6. Подготовить и прочитать выразительно поэтические картины природы, а также отметить слово редкой красоты. Стихотворение «Придонье»… Обобщить учителя (Стих. «Слово редкой красоты»)

                 7.Викторина на знание текста.

                 8.Связь с современностью. О Бендерской трагедии 1992г. и помощи казаков. Звучат стихи А.Вырвич.         

              

                 Стихи Александра Вырвич под общим названием «Мир над Днестром»

                  

                1. Вчера закончилась война            стр.14

                2. Миротворцы                                стр.9

                3. Ожидание мира в Молдавии      стр.11

                4. Сон                                                           стр.52

                  5.Двадцать пять                             стр.22

 

                        Стихи я начал на войне писать

                        Не потому, что был контужен

                        И до конца не смог понять

                        Кому в Молдове конфликт был нужен? (стр.80)

 

IV.             Слово атаману казачьего округа Лактионову Александру Ивановичу

V.                Итог урока, оценка знаний уч-ся

VI.             Домашнее задание: читать главы романа «Поднятая целина».

 

  Л.Ф.Родионова
Преподаватель русского языка и литературы
БПФ ПГУ им. Т.Г.Шевченко

 

 

 



Категория: Родионова Лиля Федоровна | Просмотров: 8982 | Добавил: Dina | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]