13:13 М.А.Шолохов «Донские рассказы», «В годину смерти и разврата», «Не судите, братья, брата…» |
Тип урока: усовершенствование знаний, умений навыков. Методы: работа в малых группах Комплексно-методическое оснащение урока: портрет М.А.Шолохова; Выставка книг писателя; стенгазета под названием «М.А.Шолохов», «Донские рассказы», на доске написаны эпиграфы к рассказам и тема урока; угол класса, у доски справа, оформлен как изба донского казака (печка, стол с лампой, самоваром, кувшин…) на стене висит шашка, выше в углу икона – покровительница казачества; картина с изображением улицы казачьей станицы…; магнитофон, кассеты; рисунки учащихся; карточки-задания; тексты художественной литературы. Межпредметные связи: история, география, рисование, музыка, кино. Литература:
Подготовленные эпиграфы к рассказам:
Всей жизнью, дикой и нестройной»
А.Н.Апухтин
видно, в школу любви ни единый из них не ходил» Б.Чичибанин
В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за них и за других» М.Волошин 4.Белым был – Красным стал, Кровь покрасила… Красным был – Белым стал, Смерть побелила. М.Цветаева 5.Там, где царит насилие - царит горе и льется кровь. В.Гроссман
Саша Черный 7.О, годы, юности немилой, Ее жестких передряг. То был отец, то вдруг он-враг. А мать? Но сказано: два мира, И ничего о матерях… А.Т.Твардовский
9.Была весна заражена пожаром, И трупный ветер в оттепель пропах Казачьй кровью, запахом папах, Дымком и прелым черноземным паром. И воронье кружили до утра У каждого разрытого бугра. Виктор Майнулов «1918 на Дону» Ход урока: I. Организационный момент. II. Актуализация знаний учащихся. Эпиграф урока: А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. М.Волошин. 1. Вступительное слово учителя. 2. Сообщение учащегося о творческом пути М.А.Шолохова(стихотворение «Утро в Вешках» Долинский) 3. Сообщение учащихся об историческом происхождении казачества. Звучит песня «Батька Дон». 4. Учащиеся разбиты на 7 групп, по количеству рассказов, им раздаются карточки-задания с вопросами, в которые входят задания по выявлению идейно- тематического содержания, выявление основного конфликта в произведении, выразительно зачитывать отрывки текстов, уметь делать выводы и т.д. (карточки-задания с вопросами прилагаются) Учащимися анализируются рассказы: 1. «Родинка» 2. «Шибалково семя» 3. «Алешкино сердце» 4. «Продкомиссар» 5. «Бахчевник» 6. «Жеребенок» 7. «Чужая кровь» III. 5. Обобщение учителя данного этапа урока: «Шолохов оценил гражданскую войну, как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей…» 6. Подготовить и прочитать выразительно поэтические картины природы, а также отметить слово редкой красоты. Стихотворение «Придонье»… Обобщить учителя (Стих. «Слово редкой красоты») 7.Викторина на знание текста. 8.Связь с современностью. О Бендерской трагедии 1992г. и помощи казаков. Звучат стихи А.Вырвич.
Стихи Александра Вырвич под общим названием «Мир над Днестром»
1. Вчера закончилась война стр.14 2. Миротворцы стр.9 3. Ожидание мира в Молдавии стр.11 4. Сон стр.52 5.Двадцать пять стр.22 Стихи я начал на войне писать Не потому, что был контужен И до конца не смог понять Кому в Молдове конфликт был нужен? (стр.80) IV. Слово атаману казачьего округа Лактионову Александру Ивановичу V. Итог урока, оценка знаний уч-ся VI. Домашнее задание: читать главы романа «Поднятая целина».
|
|
Всего комментариев: 0 | |