«Там русский дух... Там Русью пахнет!»
02 Июня 13, 17:40 | |
Берёзина Яна Викторовна, учитель музыки МБОУ НОШ №30, г. Сургут «Там русский дух, там Русью пахнет….»3 класс музыка Учебник «Музыка» 3 класс. Образовательная программа «Музыка» В. В. Алеев, Т. Н. КичакТип урока: комбинированный. Цель: формирование положительных качеств, положительного отношения, любви к искусству. Задачи: образовательная: формирования представления о произведениях изобразительного искусства и музыки; воспитательная: вызвать у учащихся интерес к изобразительному искусству и музыке, возбудить чувство сопереживания; развивающая: эмоциональный отклик на музыкальное произведение и произведение изобразительного искусства; умение выражать своё отношение к произведениям искусства, высказывать своё мнение, свои мысли. Ход урока. Музыкальное приветствие по тоническому трезвучию (вверх – вниз). Учитель: Здравствуйте, ребята! Ученики: Здравствуйте, учитель! Учитель: Ребята, а вы любите сказки? На доске запись «Сказка» Ученики: Да. Учитель: Назовите свои любимые сказки? Ученики: Ответы детей. Учитель: О чём говорится в сказках? Ученики: Ответы детей. Учитель: Сказки рассказывают нам о жизни русского народа, о могучей силе, подвигах и победах могучих русских богатырей, о красоте. Учитель: Ребята, а кто из вас знает, когда возникли сказки? Ученики: Давно, в далёкие – далёкие времена. Учитель: А вы знаете, кто является их создателями? Ученики: Народ. Учитель: Раньше люди не умели читать и писать. Не было книг, букв, не существовало письменности, поэтому сказки передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Учитель: Как вы понимаете выражения «из уст в уста», «из поколения в поколение»? Ученики: Ответы детей. Учитель: И поэтому сказки относятся к устному народному творчеству. Но не только сказки относятся к устному народному творчеству, но и былины. На доске запись «Былина». Учитель: Но чем отличается былина от сказки? Ученики: Былины исполняются на распев, неспешно. Былины исполняет баян – сказитель. Учитель: Музыканты в таких случаях говорят: «Исполнять в былинном стиле» (то есть спокойно, не спеша, величественно – героического характера). Звучит фрагмент былины. Учитель: Как вы думаете, кто является главным персонажем былин? Ученики: Богатырь, богатыри. Запись на доске «Богатырь». Учитель: Кто такие богатыри? Ученики: Ответы детей. Учитель: Имена, каких богатырей вы можете назвать? Ученики: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Учитель: Ребята, кто такие богатыри? Ученики: Физически сильные люди. Рассмотреть картину В. Васнецова «Богатыри». Обратить внимание на правильное название картины. Учитель: Ребята, рассмотрите картину В. Васнецова «Богатыри». Кто на ней изображён? Ученики: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович. Учитель: Как вы думаете, все ли сильные? Ученики: Да. Учитель: Всмотритесь в лица всех богатырей. Как вы думаете, какое главное качество у каждого из них? Ученики: Добрыня Никитич – ум, Илья Муромец – сила, Алёша Попович – добро. Все три слова появляются на доске поочерёдно. Учитель: Вслушайтесь в слово БОГАТЫРЬ. От каких слов оно произошло? Ученики: Богатый, богат, ходит под Богом, Богом данный дар. Учитель: Как вы думаете, какой дар дан каждому из них? Всмотреться в лица всех трёх богатырей. Ученики: Одному – сила (Илья Муромец). Другому – ум (Добрыня Никитич). Третьему – добро (Алёша Попович). Учитель: Что важно для человека из этих трёх начал? Что есть богатство? Учитель: Одно добро без силы и ума будет действительно? Ученики: Нет. Учитель: Ум без добра – Что он несёт миру? Ученики: Ответы детей. Учитель: Сила нужна человеку без ума? Ученики: Нет. Учитель: Что же важнее? Ученики: Для человека важны все три дара. Сила, ум и добро. Учитель: Какой же смысл вложил В. Васнецов в свою картину? Для того, чтобы перечислить былинных героев собравшихся на одной картине? Ученики: Нет. Для того, чтобы показать, что только совместное существование трёх начал (сила, ум, добро) делает человека поистине богатым. Учитель: Всмотритесь в портрет русского композитора А. Бородина. Показ портрета композитора. Запись на доске. Учитель: Александр Бородин – известный русский композитор XIX века. Занимался химией, был учёным. Учитель: Как вы думаете, каким человеком был Бородин? Ученики: Сильным, серьёзным, задумчивым, добрым, сосредоточенным, умным. Учитель: Мы можем его назвать богатым? Ученики: Да. Учитель: Музыкальное произведение, которое вы сейчас услышите, Бородин написал в 1876 году. Это Симфония №2 «Богатырская». На доске запись названия произведения. Учитель: Сейчас мы с вами услышим это произведение. В ходе слушания определите, какая музыка по звучанию? Слушаем Симфонию №2 «Богатырская». Учитель: Какая музыка по звучанию? Ученики: Сильная, сдержанная, серьёзная, мужественная, строгая, мощная, грозная, героическая. Учитель: Созвучно ли название произведения со звучанием? Ученики: Да. Учитель: Кто исполняет музыкальное произведение? Ученики: Симфонический оркестр. Учитель: Почему Бородин для исполнения своей музыки выбрал симфонический оркестр? Ученики: Подчеркнуть силу, мощь, мужество. Учитель: Созвучна ли Симфония №2 А. Бородина картине В. Васнецова «Богатыри»? Ученики: Созвучна. Учитель: Да, вы правы. Совместные выводы учителя и учащихся по уроку. Исполнение песни. | |
| |
Просмотров: 3119 | Загрузок: 2 | |
Всего комментариев: 0 | |