Оформление темы самообразования.
27 Августа 08, 15:20

I.                  Информационный раздел.

 

1.     Тема опыта (наименование опыта).

Наименование опыта должно соответствовать следующим требованиям:

·        отражение в формулировке связи «результат - средство» (или «средство - результат», «средство - процесс»);

·        конкретность формулировки;

·        корректное использование педагогических и психологических терминов;

·        отсутствие «глобализма».

 

2.     Условие возникновения, становления опыта (необходимые сведения о микрорайоне, социальной среде, классе).

 

3.     Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практической значимости для повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе:

·        В какой мере данный опыт способствует решению задач, поставленных перед школой.

·        Какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, решаются в данном опыте.

 

Противоречия – несоответствие между желаемым состоянием и действительным. Если не удается сразу сформулировать противоречие, можно пойти по шагам: признаки негативного состояния – проблемная ситуация – противоречие – проблема.

 

4.     Ведущая педагогическая идея опыта – центральная основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения; это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта.

 

Некоторые идеи педагогов-новаторов:

·        идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия;

·         идея учения без принуждения, основанная на переживании радости познания мира, на подлинном интересе;

·        идея максимальной помощи ученику в познании и самоутверждении;

·        идея свободного выбора;

·        идея опережения;

·        идея укрупненного, «крупноблочного» изучения материала;

·        идея коллективного и индивидуального самоанализа деятельности школьников и др.

 

5.     Теоретическая база.

Здесь необходимо четко указать, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта.

 

Основополагающие педагогические теории:

·        «Теория поэтапного формирования умственных действий» - П.Я. Гальперин;

·        «Теория программированного обучения» - Т.А. Ильина, Н.Ф. Талызина;

·        «Теория содержательного обобщения» - В.В.Давыдов;

·        «Теория развития познавательного интереса» - Т.В.Щукина;

·        «Теория оптимизации обучения» - Ю.К.Бабанский;

·        «Теория проблемного обучения» - М.И.Махмутов, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, А.М.Матюшкин;

·        «Теория активизации учебно-воспитательного процесса» - Т.И.Шамова и др.

 

II.               Технология опыта – система конкретных педагогических действий, организация, содержание, формы, методы, приёмы обучения, воспитания.

 

1.     Постановка целей и задач данной педагогической деятельности.

Представление конечного результата.

 

2.     Организация учебно-воспитательного процесса.

Способ включения учащихся в учебную деятельность, его анализ.

 

3.     Содержание образования.

Обоснование причин изменений в содержании образования. Описание приёмов изменения содержания образования. Соответствие содержания поставленным целям и задачам. 

 

4.     Формы и методы учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения.

 

III.           Результативность

 

В этом разделе необходимо показать связь полученных результатов с поставленными целями, задачами и способами деятельности учителя и учащихся. Результат лучше оформлять в виде сравнительных диаграмм или таблиц.

 

Литература: «Инициатива, творчество, поиск» -Информационный вестник, выпуск № 14. составитель Поваляева Л.Ю, Белгород 2002



Категория: Внеклассная работа | Добавил: nadezhda | Теги: Самообразование
Просмотров: 9168 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]